Бен Аффлек — талантливый актер, режиссер и сценарист, обладатель «Оскара» и других престижных наград. Наконец, он просто красавец, которого любили лучшие женщины. Почему же ему так фатально не везет в любви? «Караван историй» разобрался в причинах.

Он уже и забыл, каково это – когда ты в облегающем костюме, а со всех сторон тебя поджаривает свет софитов. Он натурально чувствовал себя как индейка на День благодарения, еще пару минут – и можно подавать к столу. «Здравствуйте, я актер и режиссер Бен Аффлек, запеченный в собственном соку. Приятно познакомиться». Щелчок – и прожектора наконец гаснут – благослови, боже, осветителя. Аффлек, не дожидаясь, пока к нему подскочит гример с помощниками, принимается сдирать с себя черный латексный наряд.

Зак Снайдер показывает большой палец, и Бен немного расслабляется: по крайней мере, эту сцену не придется переснимать. Снайдер – гениальный экранизатор комиксов, только ради него Аффлек и согласился реабилитировать себя в роли супергероя. В противном случае давно бы сосредоточился на очередном своем режиссерском проекте. О’кей, он немного кривит душой:никто бы не отказался от участия в перезапуске очередной трилогии о Бэтмене. Еще и в главной роли.

Все как в детстве, когда он прыгал по зеленому газону у дома, изображая всесильного спасителя человечества. Кажется, ему тогда было лет шесть. Просмотр первого «Супермена» произвел на него сильное впечатление – объяснение, что это лишь кино, Бена не остановило. Отлично, значит, можно совместить – быть актером и супергероем.

Бен Аффлек, бэтмен, "отряд самоубийц", «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости»
Афиша к фильму «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости», 2016 г. В главной премьере августа, «Отряде самоубийц», Бен снова появился в роли Бэтмена

Сейчас смешно вспоминать мамин старый плащ и хеллоуинский грим, купленный в ближайшем магазинчике с большой скидкой, – владельцу было жаль выкидывать, поэтому отдавал практически даром. На это Беновых карманных денег хватило.

Отец не возражал против такого увлечения. До рождения сына Тим сам подвизался актером и театральным менеджером, хотя и без особого успеха. «Если бы не многочисленные переезды и заботы – обо мне бы узнали». Бен слушал, не обращая внимания на бурчание матери: «Пил бы кое-кто поменьше…» И восхищался родителем.

– Сынок, – Тим Аффлек в кои-то веки изволил выйти из многодневного запоя и явиться на семейную кухню в ранний час. Бен моргал, не зная, на что реагировать: то ли на яркое солнце, бьющее прямо в лицо, то ли на отца, демонстрирующего пример трезвости.

После неудач в актерстве Тим опробовал множество профессий – от автомеханика на придорожной СТО до завхоза в Гарварде. Соседи расхваливали его за золотые руки, способные вернуть к жизни любую вещь в доме – микроволновку, сгоревшую проводку или авто времен юности Форда. Но всегда добавляли сокрушенно: «Пропащий…» – и жалостливо смотрели в сторону Бена и его младшего брата Кейси.

Бен Аффлек, отец
Отец Бена, Тим Аффлек, 2002 г.

Однако Бен ценил в отце не мастера на все руки. Хотя, конечно, приятно было похвастаться перед однокашниками крутым самокатом или провести выходные в гараже, разбирая винтажный мотоцикл. Удивительно, что другие родители такого не умеют. И странно, что при таких талантах его папа – пьет. Но Бен больше радовался иному – возможности вести откровенные беседы с отцом. Редкие, но такие нужные ребенку.

Поэтому сейчас он снова только сморгнул и уставился во все глаза на Тима, где-то в глубине души догадываясь, о чем пойдет речь. Пару недель назад Бен снялся в очередной рекламе. И кажется, ему выплатили неплохие деньги. По крайней мере, Крис Аффлек, забирая сына со съемок, радовалась, что это достойный взнос на счет для оплаты будущего университетского образования. А потом обернулась к нему, сидящему на заднем сидении автомобиля и с жадностью поглощающему гамбургер, и добавила: «Выучишься – и будешь умным и уважаемым. Как мама. Но актер – плохая профессия. Слишком фривольная и рискованная. Посмотри на отца – чем он нынче занимается».

Кажется, то же самое Крис сообщила вечером мужу. Бен не был уверен, но скандал тарелок на шесть был точно. На следующий день Тим, как обычно, пропал на работе, но все прекрасно знали, что причина задержки совсем в другом…

– Да, пап? – нет, он все-таки очень любил отца. Заспанного, с похмелья, с глазами-щелочками.

– Мама тебе сказала, что актерство – это плохо, да? – Бен только кивнул в ответ. – Не верь. Жить не своей жизнью – это плохо. Притворяться – плохо. Быть собой – хорошо.

Однако пример «душевной гармонии» Тим подавал свое­образно – все усиливающейся тягой к крепким спиртным напиткам. Вместе с повышением градуса в крови атмосфера в семье становилась напряженнее, особенно когда Тим Аффлек приползал в дом, что называется, на бровях. Страдали и Крис, и Бен, и младшенький Кейси. Но все-таки Бен по-прежнему любил отца, и развод родителей нанес немалую травму восьмилетнему ребенку.

Отказ следовал один за другим: никто из продюсеров не захотел связываться с этими мальчишками

Откровенно говоря, она была бы еще сильнее, если бы примерно в то же время не случилась одна судьбоносная встреча. Крис Аффлек мыслила в правильном направлении: летние барбекю-вечеринки – отличный способ развеять депрессию после развода и развлечь детей. Тем более что ее новая знакомая Нэнси обещала прийти в гости. С Нэнси Дэймон Крис подружилась случайно – с соседями по кварталу всегда так: несколько приветливых «как поживаешь?», а потом разговор под настроение – и оказывается куча общего: обе работают в сфере образования, двое мальчишек без отца. И любовь к театру и искусству.

Расчет оказался верным. Вечеринка удалась. Но больше порадовало, что Бен нашел друга в лице младшего Дэймона. Глядя на то, как бурно обсуждают что-то оба мальчика, одновременно размахивая недоеденными бургерами, Крис была уверена: все будет отлично.

Бен Аффлек, Мэтт Деймон
Бен Аффлек с мамой, Крис Болдт, и Мэтт Дэймон с матерью, Нэнси Карлссон-Пейдж, 1998 г. Сначала подружились мамы, а затем и парни стали лучшими друзьями

Несмотря на разницу в возрасте, Бен с Мэттом взаправду подружились. Одноклассники, конечно, подхихикивали, когда во время ланча приятели уединялись в уголке школьного двора, и обидно дразнили парочкой, но кого это волнует? У них была мечта – Голливуд. И они там – в лучах всемирной славы. Непременно – вместе.

Увлечение кино было настолько сильным, что в свободное время друзья снимали свои маленькие фильмы на древнюю, как мир, камеру, а на каникулах с удовольствием подрабатывали билетерами в местном кинотеатре.

– Кажется, нам чего-то не хватает, – Мэтт с раздражением отбросил очередное письмо с отказом в получении роли. Который год – в лучшем случае сериалы и третьестепенные персонажи во второсортных фильмах. Они давно не подростки, чтобы довольствоваться случайным заработком.

– Угу, – Бен не собирался спорить с приятелем. – Не хватает денег и удачи.

В данный конкретный момент он желал именно этого. И немного – новую бутылку пива, которую немедля откупорил с самым постным выражением лица. – Дайте бюджет и хорошую команду – и мы перевернем мир.

– Мозгов, – Мэтт, с видом человека, озаренного идеей на миллион долларов, воздел палец кверху и добавил: – Мозгов нам не хватает, дорогой мой товарищ.

– Ммм? – Бен аж поперхнулся и всерьез задумался о том, что, возможно, последний конверт чересчур повлиял на душевное здоровье друга?

– Я не сошел с ума, поверь, – Дэймон покачал головой. – Но мы заходим не с той стороны. Пытаемся вписаться в чужие истории, вместо того чтобы создать свою.

На стол легла тоненькая папка. Ее Бен помнил – набросок сценария, который Дэймон написал, еще учась в Гарварде, и прислал ему для оценки.

Сумбурная история про гения-уборщика была хороша как вещь в себе, но что можно было из нее выжать? Последний удачный фильм в истории кино закончился на «Газонокосильщике» Кинга. Оказалось – многое.

Последующие полгода друзья несколько раз переписывали сценарий, когда у них выдавалась свободная минутка: Бен надиктовывал общую канву, Мэтт вносил поправки. Сюжет менялся снова и снова: в одной из версий герой Бена умирал, в другой героя Дэймона вербовало правительство. Основное действие фильма перенеслось в родной Массачусетс, в привычный и знакомый с детства антураж, а персонажи обрели некоторые личные черты своих создателей.

Наконец настал тот благословенный день, когда история была закончена. Изначальные жиденькие 40 страниц текста распухли до 1500. История получила имя «Умница Уилл Хантинг». «Хотя умниц тут двое – ты да я», – заметил Мэтт, выводя название на титульной странице.

Бен Аффлек
Бен Аффлек, 1987 г.

Бен никогда не признавался другу, но его трясло изнутри, когда они отправляли законченный сценарий своему агенту. Впрочем, наверняка Дэймон волновался не меньше. Это был их шанс вырваться из неизвестности, и профукать его – непростительно.

Отказ следовал один за другим: никто из продюсеров не захотел связываться с проектом на таких жестких условиях и отдавать главные роли двум сопливым мальчишкам.

Когда на сценарий клюнула студия Castle Rock – это было словно выигрыш в лотерею. Аффлеку показалось, что они наконец поймали капризную удачу за хвост. Но после года проволочек студия отменила съемки. Причиной отказа боссы назвали нахальство Аффлека и Дэймона. Друзья не только хотели играть в фильме – они желали полностью контролировать процесс создания картины, строго следуя букве сценария.

Отвратительно было то, что и отдавать сценарий в Castle Rock просто так не собирались: «У вас, ребята, есть месяц, чтобы найти тех идиотов, которые перекупят вашу историю. В противном случае – сценарий наш, а вы вылетаете из игры. Есть актеры получше и посговорчивее».

Как тут было не отчаяться? Выпестованный, вымученный фильм, их пропуск в мир большого кино, через тридцать дней из мечты превратится в разбитые надежды. Даже тот факт, что Мэтта Дэймона неожиданно пригласил в свою картину Коппола и его карьера потихоньку пошла в гору, а Бен удачно засветился в независимом кино, не особо утешал. Стыдно признаться, но в тот период Аффлек был на грани нервного срыва.

В минуту подобного умопомрачения актера и подловил режиссер Кевин Смит, с которым он подружился на съемках комедии «В погоне за Эми». Смит имел в Голливуде славу безумца, который в упор не видит препятствий в достижении желаемого. Словно по наитию, а может, чтобы поставить жирную точку во всей этой неудачной истории, Бен дал ему сценарий «Умницы Уилла Хантинга».

– Да чего ты паришься? Крутейший сценарий. Я знаю, кому его показать, – Кевин был категоричен, отбирая копию текста у друга.

Бенн Аффлек, "Умница Уилл Хантинг"
Кадр из картины «Умница Уилл Хантинг», 1997 г. Этот фильм принес Бену «Оскар» за лучший сценарий

С ней он отправился прямиком к Харви Вайнштейну, главе крупной голливудской студии Miramax, – уговаривать ознакомиться с будущим (и безоговорочным) шедевром. У Харви просто не оказалось другого выбора, кроме как прочесть сценарий. А затем согласиться: да, это хорошо, это обязательно нужно снять. Озвученная сумма заставила Бена несколько раз ущипнуть себя – убедиться, что это не сон. Миллион долларов. Миллион! Это вам не шутка!

Денег с лихвой хватило не только, чтобы перекупить сценарий, но и выплатить Бену с Мэттом дополнительную сумму. Бен немедля простил глупцов из Castle Rock. В конце концов, без их капризов ничего бы не случилось.

Miramax приложила кучу усилий, чтобы сделать из фильма конфетку. Однако в рамках контракта Бену и Мэтту была предоставлена полная свобода действий. Самым сложным оказался выбор режиссера. Рассмотрев кандидатуры Мэла Гибсона и Стивена Содерберга, Бен предложил режиссерское кресло Кевину Смиту – в благодарность за помощь. Однако Кевин отказался, мотивируя тем, что им нужен «гениальный режиссер», а он умеет снимать только фильмы по собственным сценариям.

Имя Гаса ван Сента всплыло случайно, когда они с Мэттом стали по списку перебирать всех режиссеров, чьи фильмы их впечатлили в ранней молодости. Студии оставалось только утвердить выбор. Впрочем, в кастинге актеров продюсеры принимали более активное участие. Робин Уильямс в одной из ролей – их заслуга.

Романтическая драма «Влюбленный Шекспир» принесла не только восторженные похвалы, но и отношения с Гвинет Пэлтроу

Однако ни Бен, ни Мэтт, ни все остальные и близко не представляли, что будет после выхода фильма на экраны. «Сенсация года» – смелая мечта, неожиданно оказавшаяся реальностью. Вложив в съемки около десяти миллионов, Miramax заработала больше двухсот. А когда пришло время номинаций на «Оскар», «Умница Уилл Хантинг» вошел в списки по всем основным категориям.

Робин Уильямс заслуженно выиграл статуэтку от Американской киноакадемии за роль второго плана, но вот победа в номинации «Лучший сценарий» стала для Бена шоком. Мэтт, конечно, расстроился, что не стал «Лучшим актером года», но Бен считал иначе. Вот так сходу получить «Оскар» за сценарий – невероятно. Можно сколько угодно убеждать, как важны актеры и режиссеры, но без хорошего сценария ничего не выгорит. Сценарий – каркас, на который натягивается весь фильм. А хорошие сценаристы в Голливуде – на вес золота. Оскаровского.

Впрочем, и с ролями Бену после «золотого человечка», что называется, поперло. И все в знаковых высокобюджетных фильмах. В «Армагеддоне» он сыграл с Брюсом Уиллисом и Лив Тайлер. Кинокритики однозначно сошлись во мнении: «талантливый, харизматичный, идеал классического киногероя».

Бен Аффлек, Гвинет Пэлтроу
С Гвинет Пэлтроу, 1999 г.

Романтическая драма «Влюбленный Шекспир» принесла не только восторженные похвалы, но и отношения с Гвинет Пэлтроу. Они пробыли вместе около двух лет и совершенно мирно расстались, разочаровав поклонников и папарацци. Первых – потому что распалась такая красивая пара, вторых – не дав материала для сплетен и слухов. Позже Пэлтроу заявила: «Бен замечательный, забавный и талантливый. Мы с ним остались друзьями. А с любовными отношениями – просто не сложилось. Так бывает».

Бен действительно любил веселье, но не просто бессмысленное дуракаваляние, а с подоплекой. Давний друг Кевин Смит готов был предоставить актеру эту возможность, а Мэтт – присоединиться к компании.

Вышедшая в 1999-м религиозная сатира «Догма» пощекотала нервы общественности. Смит на этот раз посягнул на божественное, а Аффлек и Дэймон поучаствовали в вакханалии святотатства. А потом еще раз и снова, согласившись продолжить тему в новом фильме режиссера «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Кевин снова отрицал условности, ханжество и занудство и буквально на каждом шагу кричал: «Это кино, детка. Давай взорвем этот скучный мир!» Бен был с ним согласен: Голливуд и зрителей необходимо тормошить.

Впрочем, не комедиями едиными. Карьера резко пошла в гору, и актер не успевал принимать новые и новые предложения. Криминальный боевик «Азартные игры» и военная драма «Перл-Харбор» продемонстрировали зрителям, насколько он хорош в самых разных образах.

Аффлек часто задумывался о том, что жизнь бывает гораздо круче, чем кино. Будто невидимый сценарист насильно собирает ключевых героев в одном кадре. Вот, к примеру, съемки «Перл-Харбора». Ему как раз предстояло участвовать в совместной сцене с Алеком Болдуином – и тут звонок от радостного агента: Аффлеку предложили роль Джека Райана в очередной экранизации романов Тома Клэнси. Шутка в том, что именно Болдуин сыграл Райана в первом фильме о знаменитом шпионе. Фильм «Все страхи мира» получил неплохие отзывы критиков, поэтому Бен с чистой совестью поставил галочку в воображаемом списке: «сыграть крутого шпиона – выполнено».

С Дженнифер Лопес тоже не ладилось. Ей, выбившейся из глубокой нищеты, нравилось купаться в лучах славы

В 2002-м Аффлеку выпал шанс, за который большинство мужчин мира не задумываясь продали бы душу, – сняться в одном фильме с Дженнифер Лопес. «Джильи» задумывалась как гангстерская комедия с любовной линией, и любви на съемочной площадке действительно оказалось хоть отбавляй. Бен не смог устоять перед красотой знойной латиноамериканки. Впрочем, и Джей Ло благосклонно отнеслась к вниманию актера. Обстоятельный, но милый, умный и с хорошим чувством юмора – он совершенно не походил на самовлюбленных красавчиков, что вечно ошивались вокруг.

Бен Аффлек, Дженнифер Лопес
Роман Бена Аффлека с Дженнифер Лопес был очень жарким и едва не закончился свадьбой. 2003 г.

Взаимное влечение оказалось настолько сильным, что стремительно привело к помолвке в том же 2002 году. Таблоиды немедленно окрестили Лопес и Аффлека новой «самой красивой парой Голливуда», придумали им совместное прозвище Беннифер и принялись пристально наблюдать за каждым чихом влюбленных.

Аффлека внимание прессы нервировало. Да, он известный актер, о нем писали и пишут в СМИ, но чтобы за ним по пятам следовали папарацци – увольте. Ему всего-то хочется хорошо делать свою работу, а остальное время проводить с друзьями и любимой женщиной. Манией величия и желанием ежедневно «звездить» на первых полосах желтой прессы он никогда не страдал.

Однако папарацци лезли буквально во все щели, пару раз едва не дошло до рукоприкладства, что было совершенно не в характере Бена. Но вывели же!

Под таким неусыпным вниманием никак не получалось сосредоточиться на работе. Если каждый день, на съемочной площадке в том числе, в панике оглядываешься, не затесался ли рядом очередной нахал с фотокамерой, тут не до вживания в роль.

К сожалению, все эти нервы и преследования со стороны прессы привели к предсказуемому финалу – «Джильи» получился не просто плохим фильмом, а абсолютно кошмарным, выиграв «Золотую малину» в четырех номинациях: «Худший фильм», «Худший актер», «Худшая актриса» и «Худший актерский дуэт».

Вышедший в том же году боевик «Сорвиголова» – о слепом супергерое – также оказался провальным. В юности они с Мэттом Дэймоном были фанатами этого комикса, и сняться в экранизации – ну, вы понимаете, как исполнить заветную детскую мечту. А теперь было ощущение, что его, Бена, взяли и раскатали в блинчик ни за что ни про что. Вместе с мечтой.

Бен Аффлек, "Арго"
Кадр из картины «Арго», 2012 г.

Честно говоря, он теперь не понимал, кто он, что он и зачем он. Мир перевернулся с ног на голову, и в нем больше не оказалось уголка, не освещенного вспышками фотокамер и чужим жадным любопытством.

С Дженнифер Лопес тоже не ладилось. Ее внимание прессы ничуть не пугало, – казалось, ей, выбившейся из глубокой нищеты, нравится купаться в лучах славы, пусть даже такой сомнительной. Бен так не мог – и все тут.

По его настоянию свадьбу отменили за несколько дней до назначенной даты. Мысль о том, что, возможно, самый счастливый день в его жизни будет испорчен, приводила в ужас. Джей Ло согласилась с трудом: она действительно любила этого милого и забавного парня, но какая девушка переживет подобный позор?

Однако настоящее унижение ей предстояло в будущем. Если бы только папарацци отстали от Бена и Дженнифер, все было бы иначе. Но после отмены свадьбы они принялись преследовать пару с удвоенной силой. Просматривая предварительный монтаж со съемок «Часа расплаты», Аффлек осознал, насколько все плохо. Деревянный, безмозглый манекен. Будто не было всех этих прекрасных ролей, осталась лишь оболочка, которая по вселенскому недоразумению до сих пор зовется Беном Аффлеком.

с ролями Бену после «оскара», что называется, поперло. И все в знаковых высокобюджетных фильмах

Закадычный приятель Кевин Смит подлил масла в огонь. На финальном прогоне «Девушки из Джерси» он честно посоветовал Бену разобраться с собой. «Ты же знаешь, я тебя ценю, чувак. И фильм в прокат выйдет. Но что-то нужно решать. Ты лажаешь». Пожалуй, этого дружеского пинка Бену и не хватало, чтобы окончательно расставить приоритеты между кино и личной жизнью.

Дженнифер нелегко было принять, что возлюбленный предпочел ей карьеру. Бен переживал не меньше, но искренне считал, что так будет лучше для них обоих. Хоть и очень болезненно. Но вне кино играть роль того, кем ты не являешься, – еще хуже.

Отвлечься от самокопания помогли съемки в «Электре» и тезка уже бывшей невесты – Дженнифер Гарнер. Участие в сиквеле к «Сорвиголове» изначально не сулило ничего хорошего и навевало неприятные воспоминания, но Гарнер всегда была такой лапочкой – еще с тех времен, когда они снимались в «Перл-Харборе». Несмотря на киношный имидж роковой женщины, в реальной жизни она полная противоположность.

Бен Аффлек, Дженнифер Гарнер, "Сорвиголова"
В фильме «Сорвиголова» с Дженнифер Гарнер, 2003 г.

У них с Беном было много общего, помимо года рождения: у обоих матери – учительницы, они оба поступили в университет – и бросили его ради актерской карьеры. А еще и Бен, и Дженнифер любили классическое искусство и терпеть не могли чрезмерное внимание публики.

Аффлек ценил Дженнифер за поддержку. Во всех сложных ситуациях – даже когда хотелось лезть на стенку от личных неурядиц – она неизменно говорила одну фразу: «Все образуется». Бену легчало и от этих слов, и от ослепительной, ничего не требующей взамен улыбки.

А затем Бен однажды столкнулся с непривычной мыслью: он больше не воспринимает Дженнифер как друга. Ему только что сообщили, что сцены с его участием не войдут в «Электру», но Дженни нашла его в коридорах студии и четко сказала: «Все будет хорошо, это такие мелочи». И вправду, все ерунда по сравнению с ее улыбкой: как он не понимал этого раньше?

Обретя семейное счастье, Бен зажил той спокойной, размеренной жизнью, о которой всегда мечтал

Не успели журналисты до конца обсосать подробности разрыва с Лопес, а Бен с Гарнер заявили о своих отношениях. Ради Дженнифер он взял двухлетний перерыв в кино.

Свадьбу сыграли на одном из островков на Карибах. Впрочем, свадьба – слишком громко сказано. Уютная маленькая церемония, где кроме молодоженов присутствовал только близкий друг Дженнифер – Виктор Гарбер, сыгравший ее отца в сериале «Шпионка».

Обретя семейное счастье, Бен зажил той спокойной, размеренной жизнью, о которой всегда мечтал. Нет, конечно, он и дальше был не против играть хорошие роли, но теперь его больше занимал процесс создания фильмов.

Бен Аффлек, Ольга Куриленко, фильм "К чуду"
С Ольгой Куриленко в фильме «К чуду», 2012 г.

Режиссерский дебют «Прощай, детка, прощай» получился удачным. Неонуарная история про частного детектива, расследующего похищение девочки, привлекла внимание публики и критиков. Оценку не снизил даже тот факт, что в создании фильма принимал участие, можно сказать, семейный подряд: Бен написал сценарий и выступил режиссером, а его младший брат Кейси сыграл главную роль.

Бен чувствовал себя счастливым. Метания и нервы остались позади, за спиной находился мощный тыл в лице любящей жены и детей, и жизнь его была полна смысла.

Взявшись за съемки второго фильма, «Город воров», Аффлек тщательно подошел к выбору актеров. Необходимо было закрепить успех у зрителей, а Гас ван Сент когда-то давно, еще во времена «Умницы Уилла Хантинга», сказал ему: «Послушай, Бен, залог успешной режиссуры – это хороший кастинг». Продюсеры хотели видеть в фильме более популярных актеров, но Бен настоял на своем, выбрав крепкий, но харизматичный середнячок.

Правда, изначально он собирался пригласить на женскую роль Дженнифер Гарнер, но, вспомнив горький опыт с Джей Ло, передумал.

Однако никто и не догадывался, что настоящий триумф Аффлека еще впереди.

Как-то Джордж Клуни невзначай поинтересовался у Бена, не хочет ли тот снять еще один фильм: «У меня давно уже есть совершенно невероятная история, основанная на реальных событиях, но до сих пор не было никого, кто мог бы воплотить ее в жизнь. Пока я не посмотрел твой ”Город воров”».

Бен Аффлек, Лив Тайлер, "Армагеддон"
С Лив Тайлер в «Армагеддоне», 1998 г.

Речь шла о драматическом событии в истории дипломатии США – захвате американского посольства в Тегеране в 1979 году. Долгое время сведения о рискованной операции по спасению заложников были засекречены, но в 2007-м Клуни совершенно случайно наткнулся на статью под названием «Как ЦРУ спасло американцев из Тегерана фальшивым фантастическим фильмом». Разузнав детали, он ахнул. Спецоперация была динамичной, драматичной и абсолютно безумной – сюжет, словно специально созданный для кино.

Ознакомившись со сценарием, Бен был потрясен, увлечен и немедленно согласился стать во главе проекта. Подбирая актеров, Аффлек, как обычно, ориентировался на непримелькавшиеся лица. Зрители должны концентрироваться на сюжете, а не на популярных актерах – таково было его правило. В стремлении к достоверности дошло до того, что на роль иранских персонажей были выбраныэтнические иранцы, еще и носители тегеранского диалекта.

Однако роль главного героя Тони Мендеса он категорично оставил за собой, несмотря на то что в реальной жизни тот был латиноамериканцем. Впрочем, никто особо не возражал против подобного самоуправства.

Бен Аффлек, Кейси Аффлек
Братья-актеры Бен и Кейси Аффлеки, 2007 г.

Благодаря усилиям продюсеров и режиссера удалось добиться того, что некоторые эпизоды снимались в настоящей штаб-квартире ЦРУ в Вашингтоне. Остальные декорации были тщательно восстановлены по фотографиям тех лет. В сценарии предполагалось немало документальных вставок, и это заставляло создателей фильма быть невероятно придирчивыми к малейшим деталям. Вплоть до фасона галстука и кинопостеров той эпохи (за что пришлось выплатить кругленькую сумму правообладателям).

Аффлек полностью погрузился в процесс, едва не пропустив рождение сына Сэмюэла. За всей этой беготней он неделями не появлялся дома.

Однако приложенные усилия оправдались на все двести. На допремьерном показе зал аплодировал стоя минут десять, не меньше, а итоговые кассовые сборы оказались в пять раз больше, чем затраты на фильм. «Операцию «Арго» номинировали на «Оскар» в семи категориях. Это было закономерно и заслуженно. Бену было все равно, что он не вошел в шорт-лист как лучший режиссер, нономинация «Лучший фильм года» заставила понервничать всех. Конкурентами за золотую статуэтку были сплошь маститые режиссеры: Тарантино с вестерном «Джанго освобожденный», байопик Спилберга о Линкольне и политический триллер Бигелоу «Цель номер один». С такими попробуй потягайся.

Когда объявили победителя, Бен не поверил глазам и ушам. Абсолютный триумф, и в этом львиная доля – его заслуги. Возможно, не зря критики иронизировали, что ужасный актер, запоровший «Джильи», постоянный претендент на «Золотую малину», не иначе как по божьему велению превратился в первоклассного режиссера.

Дженнифер Гарнер, Бен Аффлек
Дженнифер Гарнер и Бен Аффлек, 2013 г.

Впрочем, Аффлек уверен, что Бог все-таки тут ни при чем. Успех – это 90 процентов тяжелого труда и лишь десять – всего остального. Почивание на лаврах омрачало лишь одно: все ухудшающиеся отношения с Дженнифер. Ради него она практически полностью ушла из большого кино, только изредка исполняя небольшие роли, а в остальное время посвятив себя семье. Они старались не выносить скандалы на публику, большей частью из-за детей, но стена непонимания росла и росла.

Аффлек с головой окунулся в новые проекты, в том числе стараясь реабилитироваться как актер. Слова критиков задели его за живое.

Что же до супруги… Гарнер чувствовала себя брошенной: одна с тремя детьми в огромном роскошном поместье. Позже она заметила: «Бен – он как солнце, пока рядом – озаряет все вокруг. Но стоит ему выйти из комнаты – становится холодно, темно и страшно».

Бен Аффлек, Дженнифер Гарнер, дети
Дочки Бена Аффлека и Дженнифер Гарнер Серафина и Вайолет, 2014 г.

Постоянное недовольство друг другом привело к тому, что пара объявила о разводе на следующий день после десятой годовщины свадьбы. Обошлось без громких скандалов: скромно, чинно, можно сказать, по-мещански. Дженнифер и Бен блюли главное свое жизненное правило – защищать детей и не кормить желтую прессу.

Толком они так и не разъехались. Опять-таки из-за детей. Аффлек не в состоянии поступить с ними так, как когда-то сделал его отец, – бросить на произвол судьбы. Странная семья, конечно, получается: бывшая жена с детьми живет в основном доме, а он оккупировал гостевой домик на территории их обширного поместья.

Но, если честно, он до сих пор втайне надеется, что Дженнифер его когда-нибудь простит – за занятость, невнимательность и холодность. Однако пока что остается делать то, что он умеет лучше всего, – быть замечательным парнем. И наконец придумать, как совместить личную жизнь с работой.

«жизнь – феерическая и непредсказуемая дурость, и у нас с тобой еще все впереди. Круто же?!»

Хотя есть у него еще одна потаенная мечта – получить свой персональный «Оскар». Не за компанию, среди таких же талантов, как он, – а собственный, для одного.

Вот Мэтт его понимает лучше, чем кто-либо другой.

– Завидуешь, что я больше мелькаю на экране? – Дэймон подшучивает над ним каждый раз, когда они выкраивают денек в плотном рабочем графике, чтобы расслабиться и попить пивка, как в старые времена.

– Иногда и совсем чуть-чуть, – с кем с кем, а с Мэттом он всегда мог быть честным. – Помнишь, Джерри Спека в школьном драмкружке давал мне лучшие роли, но зато тебя всегда хвалили за сочинения на уроках английской литературы? А вот оно как обернулось. Ты знаменитый актер, а мне славу все-таки принесли сценарии и режиссура, – Бен уже слегка захмелел, но, как обычно, снова тянется за новой бутылкой.

Бен Аффлек, дети
Бен с сыном Сэмюэлом и дочками Серафиной и Вайолет, 2014 г.

Дэймон только усмехается: он знает, что сейчас приятель будет страдать, а его задача – утешать. Потом – наоборот. В этом ведь тоже смысл дружбы.

– Не говори глупостей, а то подумаю, что ты собрался некролог себе сочинять!

Да, не зря Майкл Бей когда-то давно назвал Бена «талантливым, но странным». Мэтт мысленно всегда к этому прибавлял: «Именно поэтому он такой замечательный».

Но в этот раз, кажется, он ошибся: в глазах его друга нет ни капли страдания, только юношеский задор. Словно перед ним снова сидит тот самый подросток, с которым они вместе мечтали о славе.

– Да нет, я к тому, что жизнь – феерическая и непредсказуемая дурость, и у нас с тобой еще все впереди. Круто же?!

И с этим нельзя не согласиться.

Подготовлено по материалам журнала «Караван историй. Украина» (август, 2016)

Присоединяйтесь к нам в Facebook, Twitter, Instagram или Вконтакте и всегда будьте в курсе самых интересных новостей шоубиза и материалов журнала «Караван историй»