Легендарная голливудская кинозвезда Одри Хепберн покоряла мужчин не размерами бюста, крутизной бедер и чувственными губами, а удивительным шармом и внутренним очарованием. Эта хрупкая женщина-эльф с большими выразительными глазами, маленькой грудью, осиной талией… признана самой красивой женщиной всех времен

МАЛЕНЬКАЯ ЭДДА

4 мая 1929 года в пригороде Брюсселя баронесса Элла ван Хеемстра родила девочку. Ее окрестили Эддой. Пройдет время, и это пухленькое большеголовое создание станет легендарной голливудской звездой и иконой стиля своего века — Одри Хепберн.

Одри Хепберн детство
Детская фотография Одри, 1930 г.

А пока она мирно посапывала на руках у отца. Одри помнила себя с пеленок. Не может быть? Может! Она это точно знала. Одри никогда не забывала волшебного свечения хрустальных льдинок домашней люстры у нее над головой, когда отец, большой и сильный ирландец, бережно держал ее на руках. Сколько ей тогда было? Год? Два? Все самые яркие воспоминания детства связаны у нее именно с отцом. Хотя она мало о нем знала. Джозеф Виктор Энтони Хепберн-Растон оставил семью, когда Одри едва исполнилось шесть. И по сей день многое остается неизвестным об этом человеке. Да и неудивительно: Хепберн-Растон скрывал истину о себе с таким старанием, с каким после развода скрывался от жены и дочери. Он был на шестнадцать или семнадцать лет старше Эллы.

Элла и ее муж были схожи характерами: оба самоуверенные и энергичные. Ирландское своеволие мужа никогда не отступало перед голландским упрямством жены.

Родители любили музыку, а маленькая Эдда любила танцевать. Часто в доме звучал граммофон, под который девочка танцевала. А танцевать она любила больше всего на свете. Она мечтала стать балериной, и позже мать отдала ее в балетный класс Арнемской консерватории. В движениях Одри выражала все, что не могла высказать словами. Танец помогал ей жить. Особенно тогда, когда былосовсем уж невмоготу. А такого в ее жизни было немало.

Одри Хепберн мама Элла ван Хеемстра
С мамой Эллой ван Хеемстра, 1953 г.
НЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НАЗАД

Развод родителей случился в 1935 году. Причина разрыва была банальной – супружеская измена. Однажды, неожиданно придя домой, мать Одри застала своего мужа в постели с няней, которая присматривала за Одри и сыновьями Эллы от первого брака. За одну ночь она поседела, а Хепберн-Растон навсегда ушел из дома. Когда Одри проснулась, у нее уже не было отца. В ее жизни это стало первым большим несчастьем. Но мать всегда учила: «Никогда не оглядывайся назад и не страдай из-за прошлых неудач; верь, что все, чего ты хочешь, может быть достигнуто, нужны лишь решимость и целеустремленность». Но следуя этому правилу, отца не вернешь. И девочка это понимала.

Элла ван Хеемстра была строга к дочери, но не потому, что не любила ее, а, скорее, наоборот – в этом и проявлялись ее материнские чувства. Одри поймет это гораздо позже, когда уже сама станет матерью, а пока она думала, что мама ее просто не любит.

Почти сразу же после развода баронесса возвратилась в Нидерланды, в небольшое родовое поместье под Арнемом. Насколько известно, Хепберн-Растон ни разу не приезжал туда и не пытался помириться с женой. Переживания сказались на здоровье Эдды. Она начала много есть, заедая свое детское горе шоколадом и хлебом.

Одри Хепберн театр
С Сидони Колетт, подготовка к бродвейской постановке романа «Жижи»
ЕЩЕ ОДНО НЕСЧАСТЬЕ

Однажды утром к ней в спальню вошла мать. Отдернув шторы на окнах, она сказала: «Вставай, началась война». После развода родителей это стало еще одним потрясением. Война заставила десятилетнюю Одри очень быстро повзрослеть. Она покидала детство без особого сожаления. В нем Эдда ощущала себя брошенной и никому не нужной.

Одри и ее семья переживали тяготы войны в Нидерландах. Их жизнь мгновенно и страшно переменилась. Остатки недвижимости их семейства были захвачены оккупантами. В школах вместо английского стали преподавать немецкий, который Одри очень плохо знала и поэтому начала отставать от своих сверстниц: «Я даже не умела говорить так, как другие дети, была какой-то неестественной и застенчивой».

Чтобы окончательно не потерять веру в себя, Одри усиленно занималась балетом. Язык танца был для нее понятен и прост, с его помощью она могла «высказать» абсолютно все, потому что владела им в совершенстве.

«У меня почти не было настоящей юности, – такой вердикт она вынесла позднее, – очень немного друзей, совсем мало радости в том смысле, в каком ее понимают подростки, и полное отсутствие ощущения собственной безопасности. Удивительно ли то, что я стала таким замкнутым человеком?» Именно в эти мрачные годы будущая звезда научилась дорожить каждым днем и не особенно полагаться на будущее.

Одри Хепберн
Одри Хепберн, 1952 г.

Вместе со всей своей семьей, состоявшим теперь из бабушки, дяди и тети, живших под одной крышей с ними, Одри перешла на одноразовый режим питания с повторявшимся практически ежедневно меню: водянистый суп из дикого салата и трав с «хлебом» из перемолотых гороховых стручков. Нечем было топить, не было ни мыла, ни чистой питьевой воды, ни свечей. И тут начали проявляться первые последствия хронического недоедания. Юная Эдда стала страдать от малокровия: появились болезненные отеки на ногах. О танцах теперь не могло быть и речи.

До окончания войны оставалось совсем немного, когда она чуть было не попала к немцам на строительство укреплений. Убегая от них, девочка юркнула в подвал разрушенного дома. Одри пробыла там очень долго, несколько недель. Мать уже и не надеялась ее увидеть. Но ей все-таки удалось спастись. За время, проведенное в укрытии, к отекам и малокровию присоединилась еще и желтуха. И если бы не кончилась война, то, скорее всего, пришел бы конец самой Одри.

НАЧАЛО

«Во время войны я часто говорила себе: если это когда-нибудь закончится, никогда больше не буду ворчать и капризничать, буду всем довольна», – вспоминала Одри.

И она сдержала слово. В ней развилось завидное умение во всем полагаться на себя и быть непривередливой, что позже оценили все, кому приходилось работать с актрисой. У нее абсолютно не было «звездной болезни».

Одри Хепберн «Любовь после полудня»
Кадр из фильма «Любовь после полудня», 1957 г.

Набравшись сил, Одри с матерью переехала в Англию. В Лондоне она продолжила свои занятия балетом в «Балле Рамбер». Работала день и ночь. У восемнадцатилетней девушки не было времени на развлечения и знакомства – только балет… Но очень скоро и ей, и ее преподавателю стало ясно, что она никогда не станет второй Нинетт де Валуа или Марго Фонтейн. Продолжая посещать уроки пластики, Одри начала подыскивать что-то другое, где она могла бы проявить себя, а заодно и заработать.

Будущая легенда фотографировалась в модных шляпках для торгового каталога; переводила документы и регистрировала клиентов в туристической фирме, наконец нашла работу, связанную с танцами в Ciro, респектабельном ночном клубе. Постепенно шоу-бизнес затягивал ее, и ей это нравилось. Сначала было участие в лондонской постановке популярного бродвейского мюзикла «Сапожки на застежках». Потом – место в музыкальном ревю «Соус Тартар». В моде были девушки с формами, поэтому Одри, чтобы скрыть недостаточную округлость «определенных мест», воспользовалась… носками: скатала их в шарики и заложила в нужное место. Получился вполне приличный бюст. А позже именно Одри станет девушкой, благодаря которой роскошные женские бюсты выйдут из моды.

Одри Хепберн
Одри Хепберн, 1950-е гг.
МИЛЛИОНЕР ИЛИ КАРЬЕРА?

Тридцатилетний миллионер Джеймс, или Джимми, как тогда называли будущего лорда Хэнсона, был лощеным отпрыском семейства из северной Англии, которое сколотило состояние на производстве грузовиков. Спортсмен, бывший офицер, завсегдатай ночных клубов… Его родители уже не могли дождаться, когда же, наконец, он остепенится и станет прилежным семьянином. Но Джимми явно затягивал с этим, пока не встретил Одри.

Она была не против стать женой миллионера. Но по контракту, заключенному с «Ассошиэйтед Бритиш», актриса должна была еще три года сниматься в фильмах этой компании. И несмотря на то что в газетах уже было объявлено о свадьбе и назначен ее день… Одри и Хэнсон решили остаться друзьями. Ощутив аромат приближающейся славы, Золушка выбрала не Принца, а работу в кино. «Когда мы оба сделаем себе карьеру, возможно, мы вновь вернемся к этому вопросу», – сказала Одри.

Одри Хепберн «Завтрак у Тиффани»
Стиль Холли Голайтли, героини Одри Хепберн из кинофильма «Завтрак у Тиффани» является самым цитируемым уже полвека. Так его обыграла модель Ромилли Коллинз
«РЕДКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР»

Актрисе не подходили очень многие роли. В Голливуде начали понимать, что она – редкостный экземпляр среди эталонных «конвейерных» красоток. Хепберн не принадлежала ни к числу «женщин с большой грудью», ни к «девочкам в носочках». Фигура и лицо Одри стали воплощением изящества без чопорности, добродетели без занудства, изысканности без снобизма.

Однажды разглядев в ней неземное создание, ей предлагали роли, не выходящие за рамки эфемерного образа. Чаще всего это были девушки в легких комедиях: «Римские каникулы» (1953), «Сабрина» (1954), «Забавная мордашка» (1957), «Любовь после полудня» (1957). Режиссерам хотелось, чтобы актриса подольше сохраняла экранную целомудренную юность. В 27 лет ей предложили сыграть 16-летнюю Наташу Ростову в экранизации «Войны и мира» (1956). И она с ней великолепно справилась.

Одри Хепберн «Завтрак у Тиффани»
Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани», 1961 г.
ЕГО МУЗА

Они познакомились в 1953 году – 26-летний французский кутюрье Юбер де Живанши и 24-летняя начинающая актриса Одри Хепберн. Она еще не была звездой, а он еще не был мэтром высокой моды – шли съемки фильма «Сабрина» и нужны были платья для героини Одри.

Так как встреча была назначена для «мисс Хепберн», Живанши ожидал прихода другой актрисы – Кэтрин Хепберн. Поэтому он был очень удивлен, когда в комнату вошла девушка в клетчатых брюках и белой футболке с великолепной фигурой, словно специально созданной для демонстрации его моделей. С тех пор Одри стала музой-вдохновительницей Дома Givenchy. Шесть лет спустя он изобрел духи, которые посвятил ей. С первой же встречи они стали друзьями на всю жизнь. Одри обязана Живанши созданием своего экранного образа не меньше, чем тем режиссерам, которые с ней работали.

Одри Хепберн Живанши
С Юбером де Живанши, 1983 г.

Актриса и сдержанный, поразительно проницательный кутюрье относились друг к другу как брат и сестра. Никто не знал Одри Хепберн лучше, чем он. Именно с Живанши она делилась своими семейными проблемами. Их дружба продолжалась больше сорока лет. И все это время дом моды Givenchy создавал женственные, нарядные и изящные модели одежды именно для нее. Но не бесплатно. Одри даже пришлось за собственные деньги покупать посвященные ей духи. В отличие от кутюрье, актриса никогда не думала о деньгах за свою рекламу его моделей. Ей это просто в голову не приходило. Зато об этом подумал ее агент по связям с общественностью Генри Роджерс и без ведома актрисы решил поставить перед Юбером этот вопрос ребром. Узнав об этом, Одри была вне себя (а она нечасто давала волю эмоциям!): «Как же вы могли встать между мной и моим лучшим другом?». Она не хотела, чтобы дружеские отношения превратились в финансовую сделку. Вскоре после этого Роджерс был уволен.

Одри Хепберн молодостьПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ПРИТЯГИВАЮТСЯ

Любовные связи возникали у нее обычно в критические для ее эмоционального состояния времена. Одри предпочитала тех мужчин, которые сами проявляли инициативу, были смелы, напористы, нагловаты и не особенно восторгались ее редкостным характером. Она могла терпеть от них все, что было чуждо ей самой: грубость и даже откровенное хамство. Может быть, в этом и заключалась главная причина их притягательности для нее?

Тина Фей Одри Хепберн "Завтрак у Тиффани"
Актриса Тина Фей в культовом образе Холли Голайтли

Таким был и ее первый муж, актер и продюсер Мел Феррер. 25 сентября 1954 года они обвенчались в маленькой протестантской церквушке XIII века в Бюргенштоке.

Многие считали, что он ее «не заслуживает». Ведь за плечами у Мела было уже три брака, четверо детей и он был старше Одри на двенадцать лет. Возможно, в этом браке она пыталась реализовать свою потребность в сильном мужчине, который смог бы ей в чем-то компенсировать потерю отца?

Мел поначалу хорошо справлялся с ролью опекуна-любовника. Он следил за здоровьем Одри, предугадывая ее желания, а порой и вежливо, но твердо настаивая на чем-то, что касалось ее диеты или домашних проблем. «Нет, дорогая, только молоко», – обычно отвечал он на ее просьбу о глотке виски перед сном. Стремление руководить было его второй натурой. А ей хотелось стать женой и матерью.

Одри Хепберн муж сын
С первым мужем Мелом Феррером и сыном Шоном, 1960 г.
«ЗРЕЛАЯ ЖЕНЩИНА»

Несмотря на заботу мужа, актрису все чаще стали посещать депрессии. Они были связаны, как правило, не с карьерой, а с неоднократными неудачными попытками выносить ребенка. Пережив два выкидыша, 17 января 1960 года около полудня она, наконец, родила мальчика. «Дайте мне на него посмотреть, сейчас же дайте мне на него посмотреть! – не унималась Одри. – С ним все в порядке?» Все было хорошо. Мальчика назвали Шоном. После родов Одри утратила свой облик эльфа, но зато приобрела красоту зрелой женщины.

Материнство освободило ее от обязанности всюду следовать за мужем. Теперь центром семьи стал маленький Шон. К тому же они наконец-то обзавелись собственным семейным гнездышком в швейцарской деревушке Толошеназ-сюр-Морж в пятнадцати минутах езды от Лозанны. Это был не «дом кинозвезды», а, скорее, дом для растущего ребенка, в котором всегда были рады друзьям.

Одри Хепберн «Забавная мордашка"
Кадр из фильма «Забавная мордашка», 1957 г.

Это было то, чего она так долго ждала. Ей не нужно было зарабатывать на жизнь. Но уйти из кино пока не позволяли контрактные обязательства. Одри была должна eще два фильма «Парамаунту». И пока она продолжала сниматься, eе супруг мог ощущать свою значимость в киноиндустрии и сохранять статус мужа-консультанта – имя Одри было главным козырем при заключении договоров.

«Зрелая женщина» вскоре получила и новое предложение – роль в киноверсии повести Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани». Поиск счастья главной героиней фильма, женщиной легкого поведения Холли Гоулайтли совпал с переосмыслением многого в собственной жизни актрисы. «Мне кажется, что любая женщина только став матерью реализует себя. Я уверена: чтобы стать по-настоящему хорошей актрисой, способной играть самые разнообразные роли, необходимо было пройти через опыт рождения ребенка. Раньше я этого не понимала. Теперь я это знаю».

Леди Гага Одри Хепберн
Элегантный образ Холли-Одри – маленькое черное платье, жемчужный сотуар и высокая прическа – копируют и звезды, как певица Леди Гага, и обычные девушки
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Отношения Одри с мужем постепенно начали приобретать чисто профессиональный характер. Поначалу она старалась не обращать внимания на газетные сплетни о связях Мела с другими женщинами. Ее пугал развал семьи. Шону было шесть лет – как раз тот возраст, в котором она сама пережила развод родителей. Актриса не хотела, чтобы ее сын испытал знакомое ей ощущение утраты.В конце 1965 года Одри с радостью обнаружила, что снова беременна. Она надеялась, что рождение второго ребенка поможет укрепить расшатавшийся брак. Но в январе 1966 года у нeе произошел очередной выкидыш. Одри потеряла ребенка и теперь боялась потерять мужа. Она вернулась в Швейцарию весной 1967 года, чувствуя, что утратила ту духовную близость, которая объединяла их с Мелом. Летом врачи подтвердили, что она вновь беременна. Мела рядом не было, он находился в Марбелье. Через несколько недель произошло то, что уже случалось не раз: она снова потеряла малыша. От горя Одри похудела настолько, что стала весить около 50 кг. Она сама предложила мужу: «Давай расстанемся на какое-то время». Она просто устала.

Одри Хепберн и Грегори Пек в фильме «Римские каникулы»
Одри Хепберн и Грегори Пек в фильме «Римские каникулы», 1953 г.
«ЛЕЧЕНИЕ» ЗАМУЖЕСТВОМ

Летом 1968 года Одри отправилась в круиз по островам греческого архипелага на яхте. Среди путешествующих был привлекательный, уверенный в себе итальянец Андреа Дотти, заместитель директора психиатрической клиники Римского университета. Он был моложе Одри на девять лет. Четырнадцатилетним мальчиком Андреа влюбился в Одри-принцессу, увидев ее однажды в «Римских каникулах». После этого юноша не пропускал ни одного фильма с eе участием. Пользуясь случаем, молодой доктор предложил актрисе свои услуги по лечению ее тяжелой депрессии, вызванной разрывом с мужем. Основной частью «лечения» Одри была его любовь и восхищение ею.

Виктория Пендлтон Одри Хепберн
Велогонщица Виктория Пендлтон в образе Холли Голайтли

20 ноября 1968 года без шума и огласки она получила от Мела развод. И вскоре кинозвезда Одри Хепберн стала женой врача-психиатра Андреа Дотти. Церемония бракосочетания прошла в Швейцарии 6 января 1969 года. Ее сын очень хорошо поладил с Дотти, а это было для Одри самым главным. Доктор, как истинный итальянец, хотел иметь большую семью и много детей. Хепберн не возражала.

ЖЕНА ДОКТОРА ДОТТИ

Актриса решила бросить карьеру кинозвезды и посвятить себя мужу и детям. Устав от пристального внимания камер, она хотела спокойной семейной жизни.

Через четыре месяца после свадьбы Одри уже ждала ребенка. На этот раз она старалась избежать каких-либо осложнений и почти всю беременность провела под наблюдением врачей в больнице. Сын Лука родился 8 февраля 1970 года в кантональной больнице Лозанны. Отец гордился, что «в доме появился eще один мужчина», очень похожий на него. Радость Одри от того, что ей во второй раз удалось стать матерью, была безмерна. Легкое разочарование испытывали лишь eе поклонники. Рождение ребенка означало, что они вряд ли увидят актрису на экране.

Одри Хепберн муж Андреа Дотти
Одри Хепберн со вторым мужем Андреа Дотти, 1969 г.

Став «просто женой», Одри обычно вставала около 5:30 утра, кормила ребенка и готовила завтрак, отказываясь от услуг домработницы. Ее рацион оставался неизменным: ломтик ветчины, поджаренный на гриле, яйцо всмятку, слегка подрумяненный в тостере хлеб из непросеянной муки, чай из трав и большой стакан минеральной воды. Иногда по вечерам Одри ходила в клинику, приносиламужу собственноручно приготовленные макароны, и они съедали их вместе в его кабинете, а рядом с ними обязательно был маленький Лука. Теперь она была женой доктора Дотти, а не голливудской кинозвездой.

Но Дотти очень хотелось, чтобы Одри продолжала сниматься. Для него она была частью того блистательного мира знаменитостей, куда он тоже оказался вхожим благодаря ей. Бросив актерскую карьеру, Одри отняла у Дотти возможность потешить свое самолюбие. Он еще не понимал, что та женщина, которая стала его женой, совершено не похожа на ту, в которую он влюбился 14-летним подростком.

Одри Хепберн
С премией Сесиля Б. де Милля, присужденной за выдающиеся заслуги в кинематографе, 1990 г.

Андреа помог пережить актрисе драму первого развода, но семейного счастья дать не смог. Газеты пестрели его фотографиями с разными красотками. Одри это очень болезненно переживала. И, наконец, решила вернуться в кино. Той любви, о которой она мечтала, не было. Оставалось – кино. В нем она увидела свое спасение.

ЕДИНСТВЕННАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ

Одри было уже за пятьдесят. Она готовилась к съемкам фильма «Они все смеялись» и очень переживала из-за распада своей семьи. На одном из званых обедов актриса познакомилась с человеком, который нуждался в утешениях не меньше, чем она в то время. Это был актер Роберт Уолдерс, переживший смерть жены. Вокруг него суетились друзья. Печального вдовца посадили рядом с Одри. Она, забыв о собственных бедах, пыталась приободрить соседа. Чужое горе всегда пробуждало в ней сочувствие. Они сразу же прониклись симпатией друг к другу и вскоре даже перешли на голландский, язык их детства (Уолдерс, будучи ребенком, тоже жил в Нидерландах). «Дружба с первого взгляда», – так называла Одри их отношения. А вскоре она поняла, что это и есть ее единственная счастливая любовь.

Одри Хепберн Роберт Уолдерс
С актером Робертом Уолдерсом, Париж, 1985 г.

Сначала Одри испытывала к нему не столько романтические, сколько материнские чувства. «Лучше поздно, чем никогда, – говорила она. – Если бы я встретила его, когда мне было восемнадцать, то не сумела бы оценить по достоинству».

Одри чувствовала необходимость быть нужной, отдавать любовь и тепло тем, кто в этом нуждался. Кино, она слишком хорошо это понимала, не сможет дать ей этого.

ЛУЧШЕЕ РОЖДЕСТВО В ЕЕ ЖИЗНИ

Хепберн больше пятидесяти раз отправлялась с благотворительными миссиями ЮНИСЕФ в охваченные голодом африканские страны. Ее самоотверженная работа была прервана лишь смертью от рака в 1993 году, в возрасте шестидесяти трех лет. Это была не просто смерть, а, скорее, «перегрузка состраданием». Об этом свидетельствуют и последние фотографии звезды, где ее скорбное лицо почти нельзя отличить от изможденных лиц африканских детей. Одри тратила свои силы, не думая о себе и не жалея себя. Друзья умоляли ее уменьшить нагрузку. Но – бесполезно.

Пэрис Хлтон Одри Хепберн "Завтрак у Тиффани"
Пэрис Хлтон в образе из фильма «Завтрак у Тиффани»

В 1992 году звезда, традиционно рассылая рождественские открытки, выбрала для поздравления фразу индийского писателя и философа Рабиндраната Тагора: «Каждый ребенок – это напоминание о том, что Бог eще не совсем утратил веру в человека».

В канун Рождества, 24 декабря, Одри спустилась в гостиную, чтобы встретить праздник среди самых дорогих для нее людей. С ней были ее сыновья, любимый человек, друзья… В конце дня, перед тем как подняться в спальню, она обвела взглядом всех и сказала: «Это было самое счастливое Рождество в моей жизни». 20 января актрисы не стало.

Фото: Fotodom.ua, East News

Подготовлено по материалам журнала «Караван историй»

Присоединяйтесь к нам в Facebook, Twitter, Instagram или Вконтакте и всегда будьте в курсе самых интересных новостей шоубиза и материалов журнала «Караван историй»