Сегодня, 28 апреля, горячей испанской красавице, покорившей Голливуд, актрисе Пенелопе Крус исполнилось 42 года.

«Караван историй» рассказывает, как амбициозная изящная испанка покорила Голливуд и, после долгих стенаний, обрела семейное счастье с одним из самых привлекательных испанских актеров — Хавьером Бардемом.


 

 — Пенелопа, думаю, что о вашем новом фильме мы поговорили достаточно – я уверена, что на фестивале в Торонто «Ма ма» примут с восторгом, это действительно очень глубокая, трогательная история. А сейчас, если вы не возражаете, у меня осталось еще несколько вопросов…

Журналистка придвинула к себе блокнот с записями и зашелестела страницами. Ее собеседница наслаждалась паузой в разговоре: пила кофе, смотрела по сторонам, радовалась теплому мадридскому утру – в воздухе еще совсем не чувствовалась осень. Не то чтобы безупречная красавица по модельным канонам: рот великоват, нос длинноват, скулы широковаты. Но от ее лица, от всей фигуры исходило что-то – флюиды, сияние, называйте как хотите, – что заставляло прохожих оборачиваться, а продюсеров предлагать все новые роли и все более высокие гонорары. Правда, в последнее время Пенелопа Крус снималась мало, почти все время посвящая семье. Ее красотой почти единолично наслаждался муж – Хавьер Бардем.

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус на ежегодной церемонии вручения премии Европейской киноакадемии, Барселона, 2004 г.

– Пенелопа, я знаю, что вы не любите говорить о личной жизни, – произнесла журналистка с извиняющейся улыбкой. – Но читатели меня не поймут, если я не спрошу, как у вас с Хавьером все началось. И почему вы так тщательно скрывали свои отношения вплоть до самой свадьбы. И почему никому не позволяли фотографировать своих детей, ведь другие звезды зарабатывают на этом миллионы долларов! В чем тут причина? Вы суеверны? Боитесь сглазить свое счастье?

Пенелопа несколько раз порывалась перебить журналистку, нервно улыбалась, поправляла волосы. А когда та задала, наконец, свой длиннющий вопрос, Пе вдруг притихла, уставившись в чашку кофе, словно в волшебное зеркальце, которое показывает прошлое. В чашке отражалось синее мадридское небо с легкими облаками, но Пенелопа видела там совсем другую картину…

– Эй, девочка, садись ко мне, подвезу! Нет? Почему же? Не горячись! Сильвия, ты такая красавица, аппетитная, как хамон!

Пенелопа КрусВидный парень, похожий на молодого бычка – крутолобый, глаза чуть навыкате, майка не скрывает спортивную мускулатуру, – попытался схватить за попу хорошенькую сеньориту. Она отпрыгнула, сердито фыркнула и пошла дальше по пыльной дороге, виляя бедрами. Короткое красное платье обнажало стройные ноги. Обернулась с насмешливой улыбкой: «Ты не в моем вкусе, Рауль! Я выхожу замуж за другого!». Парень, ухмыляясь, остался стоять у открытой дверцы своего старенького авто, на крыше которого был установлен картонный макет свиного окорока – реклама хамона. «Стоп, снято!» – закричал режиссер Бигас Луна. Он был доволен сценой и собой: молодые неопытные актеры, Хавьер Бардем и Пенелопа Крус, полностью оправдали его ожидания.

Бигас славился умением откапывать новых звезд, и на сей раз кастинг выиграла юная ведущая телевизионного шоу для подростков. О том, что девчонка несовершеннолетняя, съемочная группа узнала не сразу: на кастинге она соврала, сказав, что ей уже семнадцать. Она и родителям соврала о том, какой у фильма сюжет. Но Луна, даже выяснив правду, не рассердился. Такая и нужна: бойкая, норовистая. В ее портфолио, кроме работы на телевидении, – всего одна маленькая роль в эротическом сериале «Розовая серия». С четырех лет учится в балетной школе, поэтому так грациозна. Но дело не только в танцевальной муштре: есть в этой девице с гомеровским именем что-то древнее, животное, инстинктивно-натуральное, что не заменишь показной страстью. У 22-летнего Хавьера опыта чуть больше, он уже снимался в паре эпизодических ролей, но сейчас развернулся в полную силу.

 Мэтт Деймон и Пенелопа Крус «Неукротимые сердца»
Мэтт Деймон и Пенелопа Крус в фильме «Неукротимые сердца», 2000 г.

Сюжет фильма с забавным названием «Хамон, хамон», трагикомедии на грани фола, требовал от всех актеров предельной откровенности в эротических сценах. Пенелопа играла довольно скандальную роль фабричной работницы, забеременевшей от сына хозяина фабрики. Юноша готов жениться, но его мамаша этого совершенно не одобряет и потому нанимает сельского красавчика Рауля, продавца хамона, чтобы соблазнил и отвлек нежелательную невесту. Правда, самой нанимательнице тоже нравится этот молодой бычок в джинсах в обтяжку, и она не прочь с ним переспать. А робкий нерешительный жених между тем ходит к зрелой проститутке, которая вообще-то мать невесты. Как пишут в соцсетях, «все сложно».

Пе ужасно смущалась, когда нужно было показать перед камерой грудь или целоваться с Хавьером в совершенно мокром платье, прилипшем к телу. Хавьера-то уж точно скромником не назовешь – легко и непринужденно обнажился для сцены, где сельские парни голышом играют в тореадоров. Он потомок актерской династии, лицедейство у него в крови. «Мои предки выходили на сцену еще в те времена, когда в Испании нельзя было актеров хоронить на кладбище, только за его пределами», – хвастался Бардем. Но хотя выглядел он чрезвычайно уверенным в себе (чему способствуют и мышцы, приобретенные благодаря нехарактерному для испанца увлечению регби), близость малышки Пе явно будоражила его и смущала. Всем это было заметно, кроме нее самой. Пенелопа воспринимала Хавьера как прекрасного актера, у которого есть чему поучиться, как наставника, как старшего брата – ничего общего с теми огненными страстями, которые полыхали на съемочной площадке. И это легко объяснялось: у сеньориты Крус вообще-то уже был избранник, и его, в отличие от Хавьера, знала вся страна.

Пенелопа Крус отец
Отец Пенелопы Эдуардо Крус

– Ваша девочка очень много работала, но с ее данными она никогда не будет настоящей звездой балета, – сказал Эдуардо Крусу известный балетный критик, к которому родители Пенелопы обратились по знакомству за консультацией. Эдуардо задумчиво покивал. Он знал, как эта новость подействует на Пенелопу – его упрямую, как ослица, норовистую дочку, которая 10 лет каждый день часами истязала себя у балетного станка, пуантами стирая ноги в кровь, но при этом, не переставая сиять профессиональной улыбкой. Родители и раньше советовали ей отказаться от нелепой затеи, – ну какая прима-балерина из девчонки, выросшей в рабочем предместье Мадрида? Однако Пенелопа твердо стояла на своем. Она видела во сне, как танцует на сцене Королевского театра оперы и балета, как зал взрывается аплодисментами и криками «браво!».

Однако на приговор, вынесенный профессионалом, девушка отреагировала неожиданно трезво. Если перспектив стать настоящей звездой балета у нее нет, значит, нужно переключиться на что-то более многообещающее. Пенелопа, как и ее родные, с детства обожала кино. В их рабочем пригороде только у автомеханика Эдуардо Круса имелся видеопроигрыватель, и все соседи бегали к ним смотреть новые фильмы на кассетах. Кинематограф – прекрасная сфера приложения сил, решила малышка Пе. У нее в активе были балетное тело, хороший голос и музыкальность, соблазнительная улыбка, сияющие глаза, а главное – темперамент и сила желания, способная сдвинуть горы. Девочка самостоятельно зарегистрировалась на телевизионный конкурс юных талантов, выиграла его и в качестве награды получила собственного агента в агентстве по кастингу. Но ее настоящей целью было большое кино. Когда Педро Альмодовар снимал в Мадриде «Свяжи меня!» с Викторией Абриль и Антонио Бандерасом, Пенелопа пробралась на съемочную площадку и во все глаза наблюдала за процессом. Разузнала, где живет Альмодовар, и стала наведываться к нему под окна, как настоящая фанатка: смотрела, как Педро выходит на балкон и поливает цветы; гуляла вокруг дома в надежде как бы случайно столкнуться со своим кумиром. Пока она была слишком мала, чтобы рассчитывать на роль, и понимала это.

Начо Кано Mecanо
Начо Кано, лидер группы Mecano, 2005 г.

Однако другому знакомству ее возраст не помешал. На конкурсе ее заметил начинающий, но весьма перспективный музыкант Начо Кано, лидер группы Mecano. Сейчас это самый знаменитый рокер Испании, написавший, кстати, музыку для свадебной церемонии испанского принца. А тогда Начо был кумиром подростков, длинноволосым 26-летним красавчиком. Пенелопа была польщена его вниманием и конечно же сразу согласилась сняться в клипе на песню «Сила судьбы» (La Fuerza del Destino). В клипе они с Начо катались в авто, прыгали и дурачились в морских волнах, обнимались за столиком в кафе. Пе выглядела совсем девочкой, но взгляд и улыбка испанской Лолиты сводили мужчин с ума. После съемок Пе и Начо начали встречаться, а через некоторое время сняли квартиру и стали жить вместе. Так что у Хавьера не было шансов.

Фильм «Хамон, хамон» получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале. Критики писали, что дебютантка очаровательна, ее даже номинировали на испанскую национальную кинопремию «Гойя». Пенелопа воспринимала шумиху вокруг фильма неоднозначно. Премия – это потрясающе, это счастье, но неприятно было смотреть на себя на экране с обнаженной грудью, сложно было смириться с тем, что зрители, прежде всего, видят в ее героине – а значит, и в ней самой, – кусочек аппетитной плоти. На этой почве у нее случилось что-то вроде нервного срыва. Пенелопа поссорилась с Начо, который искренне недоумевал – ну что такого, из-за чего тут переживать, грудь ведь прекрасная, вон как мужчины слюни пускают! Но она чувствовала себя такой незащищенной, выставленной напоказ. Даже переехала на время обратно к родителям, «спряталась в домик», как в детстве. Папа, мама, сестра Моника, брат Эдуардо, дяди и тети – все хлопотали вокруг нее, поучали, утешали, кормили любимой паэльей с морепродуктами. Постепенно Пе оттаяла, хотя твердо для себя решила никогда больше не соглашаться на сцены «ню». И, кстати, держала это обещание целых восемь лет. «Потом я стала более комфортно ощущать собственное тело, повзрослела и перестала делать проблему из этого, – признавалась она спустя годы. – Но если не вижу смысла для своей героини в такой откровенности, ни за что не соглашусь. Я родилась и выросла в Испании, стране католической, здесь всегда секс, обнаженное тело – это плохо, это табу. Но именно поэтому по сути своей мы, испанцы, гораздо более свободны, бесстрашны и сексуальны, чем другие, – потому что запретный плод сладок».

Пенелопа Крус Моника Крус
Пенелопа Крус с сестрой Моникой и братом Эдуардо в студии грамзаписи Warner Music, Мехико

В конечном итоге, бонусов от работы с Бигасом Луной оказалась несравнимо больше, чем огорчений. Как-то после премьеры Пенелопа стояла в ванной родительского дома и сушила волосы феном, когда сестра Моника из прихожей закричала: «Пе, подойти скорее к телефону, тут тебе сеньор Альмодовар звонит! Да нет, какой розыгрыш, подойди и убедись сама!» Пенелопа взяла трубку внезапно задрожавшей рукой, что-то сказала, заикаясь от счастья, а потом долго танцевала по квартире. Ее игру похвалил сам великий Альмодовар! Он пообещал найти для нее роль в своей следующей картине! Все так и вышло – через несколько лет он пригласил ее в «Живую плоть». А потом еще в несколько лент. Пе стала его ученицей, подругой и музой. Педро даже как-то признался, что ради Пенелопы он готов снова стать бисексуалом, как когда-то в юности.

Пенелопа Крус и Сальма Хайек «Бандитки»
Пенелопа Крус и Сальма Хайек в фильме «Бандитки», 2006 г.

В течение следующих нескольких лет сеньорита Крус много снималась в Испании и Италии, но мечтала о Голливуде. Мечтала гораздо интенсивнее, чем о счастье в любви, хотя с Начо Кано давно рассталась. Наконец, в 24 года она получила приглашение от Стивена Фрирза, снимавшего в Америке классический вестерн «Страна холмов и долин» с Вуди Харрельсоном и Патрисией Аркетт. Пе заранее отправила режиссеру запись монолога своей героини, который она выучила наизусть с помощью преподавателя английского. Кроме этого монолога, Пе не могла сказать по-английски ничего, разве что элементарное «Привет, как дела?», и еще: «Я хочу работать с Джонни Деппом». Тем не менее Фрирз утвердил ее кандидатуру, и Пенелопе пришлось сниматься «на слух», заучивая наизусть каждое слово. Параллельно она начала упорно заниматься с преподавателем. Чужеродное окружение, непривычная англосаксонская сдержанность – все это было для темпераментной Пе довольно мучительно, но если даже в пять лет она умела забыть об окровавленных ногах и улыбаться, то уж теперь ее точно ничто не остановит. «Я боец», – говорила она себе и журналистам.

 Пенелопа Крус и Мэттью Макконахи «Сахара»
Пенелопа Крус и Мэттью Макконахи на премьере фильма «Сахара», 2005 г.

Первые американские фильмы Пенелопы неизменно проваливались в прокате. В Испании благодаря Альмодовару за Пенелопой признали серьезный актерский дар, регулярно номинировали на национальную кинопремию, а в США она долго оставалась всего лишь темпераментной испанской красоткой, одной из сотен европейских актрис, штурмующих голливудские холмы. А вот с мужчинами ей как раз везло, даже чересчур. Практически каждый знаменитый партнер сеньориты Крус оказывался неравнодушен к ее темпераменту и обаянию. Один за другим к ее ногам штабелями укладывались звезды первой величины: Мэтт Деймон, Николас Кейдж, Мэттью Макконахи. Причем каждый из них ради Пенелопы оставил постоянную подругу или невесту, но отношения долго не продлились. Исключением стал Том Круз, ее партнер по «Ванильному небу» (Пенелопа сыграла главную героиню в оригинальной ленте Алехандро Аменабара «Открой глаза», а потом и в американском ремейке). С Крузом они жили вместе три года, но все же расстались. Газетчики травили Пенелопу за то, что якобы она стала причиной развода Тома с женой Николь Кидман. Пе нервно отбивалась от обвинений: «Во время работы у меня могут возникнуть дружеские, теплые отношения, но не роман. Я не влюбляюсь на съемочной площадке. Только через несколько месяцев или даже больше, если эта дружба действительно возникла, она может перерасти в нечто совсем иное. Именно поэтому я осталась в дружеских отношениях со всеми своими мужчинами. Именно поэтому я была одной из первых, кто увидел прелестную малышку Сури – дочку Тома и Кэти Холмс».

Николас Кейдж и Пенелопа Крус «Выбор капитана Корелли»
Николас Кейдж и Пенелопа Крус в фильме «Выбор капитана Корелли», 2001 г.

– Ну конечно! – шипели сплетники. – Она ни при чем, она всегда ни при чем. Но ее бывшие говорят, что она холодна, как ледышка, и расчетлива, как ростовщик. За этой картинной внешностью и выставочным телом нет ничего, только пустота и холод. Она думает лишь о карьере!

Пенелопа, конечно, знала о своей репутации безжалостной разбивательницы сердец. И ее ранила такая несправедливость. На самом деле она как раз наоборот – слишком эмоциональна, тревожна и мнительна. И что поделаешь, если ни один мужчина, с которым ее свела судьба, не относился к ней настолько серьезно, чтобы связать с ним будущее? Пенелопе все время казалось, что мужчины слишком западают на ее внешность, роскошные формы, ценят оболочку больше, чем содержимое. Сестра Моника, ставшая вслед за Пе и танцовщицей, и телеведущей, однажды в эфире популярного телешоу разоткровенничалась: «Моя сестра будет одна еще очень долго. Она чересчур разборчива». Нет, боже упаси, Моника вовсе не желала одиночества Пенелопе, у сестер очень теплые отношения, но кто лучше Моники знал, что Пе ищет нечто, существующее только в дамских романах: человека успешного, состоявшегося, надежного, на которого можно во всем положиться, но при этом чувствительного, с тонкой душевной организацией, способного понять такую непростую, мятущуюся натуру, как Пе. И такую упрямую, чего уж скрывать.

Пенелопа Крус «Вики Кристина Барселона»
Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона», 2008 г.

После телешоу, на котором Моника поведала миру о затянувшемся одиночестве сестры, в редакцию программы позвонили сотни мужчин, предлагавшие себя в спутники Пенелопы. Женщины, кстати, тоже звонили. Моника развлекла сестру рассказом об этих сумасшедших, они посмеялись, а потом притихли и загрустили. «Может, мне усыновить ребенка? Как думаешь? – спросила Пенелопа. – Мне уже все-таки тридцать. Найти мужчину, от которого я хочу родить, мне в ближайшее время, боюсь, не удастся. Не рожать же от Педро!» – и сестры опять расхохотались от этой привычной шутки. Педро Альмодовар фактически оставался самым преданным и близким мужчиной Пенелопы, в каком-то смысле он полностью соответствовал ее идеалу, за исключением неподходящей сексуальной ориентации. Между прочим, рожают и от геев… Нет, все-таки это слишком безумная мысль, а вот об усыновлении Пенелопа начала подумывать всерьез. Она активно занималась благотворительностью, и хотя, в отличие от Анджелины Джоли, была слишком брезглива и осторожна, чтобы кататься по Африке и лечить больных ВИЧ детей, все-таки искренне желала помочь тем, кто в этом нуждался. Многие годы детей Пенелопе заменяли… кошки. Она подбирала на улице брошенных котят и притаскивала домой. В ее лос-анджелесском доме жили двое, еще трое – в мадридском. «Я подбираю котов, – рассказывала она журналистам, – потому что они одинокие, несчастные и голодные – я просто не могу пройти мимо. На съемках я провожу много времени, сидя одна в гостиничных номерах, а животные скрашивают мое одиночество». Но все-таки кошка – всего лишь кошка…

В апреле 2007 года в интервью одному из глянцевых журналов Пенелопа Крус призналась – и признание это отдавало горечью: «Честно говоря, даже не знаю, верю ли я в брак. Зато я точно верю в семью, любовь и детей». Как причудливы дороги судьбы: давая это интервью, Пенелопа не подозревала, что через пару месяцев ее жизнь совершенно изменится, и произойдет это благодаря человеку, которого она, в общем-то, неплохо знала, хотя придавала этому знакомству так мало значения.

Пенелопа Крус и Том Круз
Пенелопа Крус и Том Круз, Нью-Йорк, 2002 г.

– Вуди, здравствуйте, это Пенелопа! Агент сказал мне, что я могу поговорить с вами о новом фильме… Я всегда восхищалась вашими лентами. Вы знаете, когда я смотрела «Разбирая Гарри», я просто рыдала от смеха – это единственный фильм, над которым я так смеялась. Нет, правда, это гениально! И когда узнала, что вы собираетесь снимать в Барселоне, поняла, что просто обязана прочесть сценарий. Вы мне его пришлете? Ох, замечательно! Просто невероятно! – повесив трубку, Пенелопа сделала несколько балетных па и схватила в объятия полосатую кошку честной дворовой породы, с белым «капюшоном» на голове. – Слушай, Капучина, я буду сниматься у Вуди Аллена! Не смотри на меня так – сама не верю!

Вуди Аллен и Пенелопа Крус «Римские приключения»
Вуди Аллен и Пенелопа Крус на фотоколле фильма «Римские приключения», 2012 г.

Пенелопа прочла сценарий, несколько раз встретилась с Вуди Алленом, чтобы обсудить характер своей героини – художницы Марии-Елены, бывшей жены главного героя, тоже художника. На главную мужскую роль режиссер утвердил Хавьера Бардема. «Прекрасно, прекрасно, мы с Хави друзья!» – радовалась Пенелопа.

Пенелопа Крус «Пираты Карибского моря: На странных берегах»
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На странных берегах», 2011 г.

«Друзья» – это, конечно, сильно сказано. За шестнадцать лет, прошедших со дня их первой встречи на съемочной площадке, они с Хавьером снимались вместе еще дважды, иногда перезванивались, встречались за обедом и в Лос-Анджелесе, и в Мадриде. Пенелопа была немного знакома с его бывшей женой Кристиной Пейлз, переводчицей, работавшей на съемках «Хамон, хамон». Хавьер и Кристина прожили десять лет в гражданском браке. В отличие от Пенелопы, Хавьер никогда не становился героем скандальных светских хроник, и вообще вел довольно тихую – для мужчины с его внешностью – жизнь. Кстати, к своей внешности Хавьер всегда относился скептически: «Мой собственный брат прозвал меня Минотавром, человеком с головой быка. Честно, я никогда не понимал, почему людям нравится смотреть на лицо кирпичом, с кривым носом и глазами-плошками. И слушать мой голос. Каждый раз, когда чищу зубы по утрам, пугаюсь своего отражения в зеркале».

Хавьер Барем «Советник»
Кадр из фильма «Советник», 2013 г.

Насчет такой оценки его внешности с Бардемом готовы были поспорить миллионы женщин. Но как бы удивились фанатки, если бы узнали, что на самом деле в Хавьере нет ни грамма той первобытной агрессии, которой обычно отличаются его герои. Бывший регбист и вечный мачо на экране, – в жизни нежнейшее существо. Отец ушел из семьи, когда Хавьеру не исполнилось и года, и вырастили его мама с бабушкой. «Я родился в конце 60-х, в такое время, когда традиционные определения «мужчина» и «женщина» начали утрачивать устойчивость. И как-то во мне специально никто не воспитывал мужчину. Наоборот, меня воспитывали так, что скрывать свои чувства нездорово, мечтателем быть не стыдно, что все эти «по-мужски» или «настоящая женщина» – просто пшик, предрассудок. Во мне есть и мужское, и женское. Я не скрываю боль. Боль – это часть жизни». Эти его черты пришлись очень кстати для исполнения роли главного героя в фильме «Вики Кристина Барселона». Хосе Антонио – лишь на первый взгляд самоуверенный мачо, а на самом деле у него нежная душа, он не только соблазняет, но и влюбляется, он не хочет обижать своих прежних женщин, со всеми старается сохранить дружбу, а своей бывшей жене, совершенно сумасшедшей и скандальной девице, готов уступать во всем, лишь бы она не сотворила над собой чего-то страшного.

Пенелопа Крус «Пираты Карибского моря"
Постер к фильму «Пираты Карибского моря: На странных берегах», 2011 г.

Уже на первых репетициях Пенелопа почувствовала, что между ней и Хавьером что-то происходит. И это совсем не похоже на их ровные приятельские отношения во время съемок других фильмов. Но названия своим чувствам она пока не могла подобрать. И как всегда, всех на площадке изводила своим перфекционизмом. Без конца беседовала с Вуди о подоплеке характера героини, требовала все новых и новых дублей, потому что была недовольна своей игрой. В конце концов после десятого дубля Вуди сбегал, поскольку был вполне доволен результатами. Но кто-то же должен был ее выслушать! И Хавьер привычно подставил плечо. Они засиживались допоздна в барселонских барах, обсуждая работу. «Хави, я вообще не понимаю, почему это называется комедией. Что здесь смешного, скажи? Мария-Елена несчастна до кончиков пальцев, Хосе Антонио тоже несчастен, потому что по-прежнему ее любит, но не может жить с ней, а с другими у него тоже ничего не получается…» Хави кивал, соглашался. Его самого, как всегда на съемках, мучили бесконечные страхи, даже фобии. Он боялся простудиться, попав под крошечный дождик, а обычную головную боль принимал за признаки опухоли мозга.

Пенелопа Крус «Оскар»
Кейт Уинслет, Шон Пенн и Пенелопа Крус на 81-й церемонии вручения премии «Оскар», Лос-Анджелес, 2009 г.

«Наверное, мне не надо было становиться актером, не та у меня натура, я настоящий невротик, – пожаловался он Пенелопе. – Я даже машину водить не научился, потому что не могу взять на себя такую ответственность – и за себя, и за пассажиров, и за пешеходов… Согласись, актерам всегда присуще чувство неопределенности, отсутствия жизненных гарантий. А в случае со мной это наложилось на некоторые черты моей личности… Я постоянно извожу себя страхами. – И вдруг добавил: – Вот сейчас, например, мне страшно, что тебе наскучит мое нытье, и ты уйдешь, и больше не захочешь ужинать со мной». Пенелопа удивленно вскинула глаза – и Хавьер замолчал. Тогда, удивляясь самой себе и тому, что произносит это вслух – и тому, что не сказала всего этого раньше, не сказала даже самой себе, – Пе горячо заговорила: «Ты – единственный мужчина, в котором я уверена! Рядом с тобой я всегда чувствую себя совершенно спокойно, не прокручиваю в голове бесконечные сомнения в том, что все делаю правильно. Ты всегда готов меня подхватить и успокоить, когда я машу крыльями, как беспокойная курица. Ты самый сильный и добрый человек из всех, кого я знаю». Хавьер смущенно слушал, складывая конвертик из салфетки. И думал о том, как одинок был до этого момента и как страдал от этого одиночества. Не потому, что был один, а потом, что ни одна женщина не могла понять его так, как актриса, испанка, жительница Мадрида, сумасшедшая девица Пе.

Пенелопа КрусИз бара они, конечно, ушли вместе. Первый поцелуй за многие годы – и первый настоящий, не на камеру – убедил обоих в том, что им ничего не показалось. «Я не думал, что через шестнадцать лет ты станешь еще красивее и желаннее», – прошептал Хавьер.

Съемки уже заканчивались, так что Пенелопа почти не нарушила свое собственное правило – никогда не заводить романы на съемочной площадке. Однако другое правило – никогда не распространяться о личной жизни – они оба блюли свято. Конечно, папарацци знали, что у двух главных испанских актеров роман. Фото парочки, отдыхающей на Мальдивах, попали в Интернет. Но целых три года Пенелопа и Хавьер твердо отказывались давать комментарии о своей личной жизни. «Мы просто друзья», – улыбалась Пе. Хавьер же просто отмалчивался. На некоторое время журналисты даже решили, что роман окончился, и все светские колонки торжествующе опубликовали эту новость – мол, ну что же еще ожидать от испанской Снежной королевы. «Однажды, когда мне было 17, таблоид опубликовал мои фото с заголовком: «Пе скоро выходит замуж!» Мне было ужасно стыдно перед своим парнем – а вдруг он решит, что я и вправду сделала такое заявление для прессы? С тех пор я стараюсь не впускать в свою жизнь посторонних. Никто не имеет права спрашивать о том, с кем мы спим, только потому, что мы звезды».

Педро Альмодовар, Пенелопа Крус и Хавьер Бардем
Педро Альмодовар, Пенелопа Крус и Хавьер Бардем, 2011 г.

Хотя на самом деле ей хотелось кричать от счастья – пока публика считала, что Пе и Хави разошлись, они обдумывали свадебную церемонию на Багамах, в доме у друзей, подальше от любопытных глаз. И только за пару месяцев до свадьбы, в мае 2010 года, Бардем сделал официальное заявление на публику. Поднявшись на сцену за наградой Каннского кинофестиваля за фильм «Бьютифул», он, сияя, произнес в микрофон: «Эту награду я посвящаю моей подруге, моей спутнице, моей любви. Пенелопа, я многим тебе обязан и очень тебя люблю!» Зал взорвался аплодисментами. Пе вытерла счастливые слезы. Они с Хави знали то, что пока еще никто не знал: у них будет ребенок. Ее мечта наконец сбудется.

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус на 83-й церемонии вручения премии «Оскар», 2011 г.

Мечта сбылась так удачно, как редко случается в жизни – разве что в кино. Первенец Пенелопы и Хавьера, Леонардо Энкинас, появился на свет ровно в тот день, когда Бардем узнал о своей номинации на «Оскар» в категории «Лучший актер» за тот же «Бьютифул». Жена преподнесла Хави идеальный подарок. Новоиспеченные родители довольно долго не показывали долгожданного младенца посторонним, не называли его имени и не говорили о нем с журналистами. Только через полгода Пенелопа поделилась своими впечатлениями от материнства: «Моя жизнь полностью изменилась, наполнилась новым смыслом. Я постоянно говорю о сыне, даже с прохожими на улице. Это моя любимая тема для разговора. Раньше я постоянно работала, хваталась за любую возможность, снималась в пяти фильмах за год. Теперь, может, буду сниматься в одном-двух, но точно не больше. У меня сейчас другие приоритеты. Хочу быть с ребенком. Кормлю грудью и обожаю это делать. И еще я теперь очень оберегаю свою приватную зону. Хочу, чтобы мой сын – или дети, если у меня их будет больше – выросли в анонимной атмосфере. То, что мы с его отцом выбрали такую работу, никому не дает права вмешиваться в нашу частную жизнь. Я никогда не пойду туда, где ко мне будет больше внимания, – я пойду в противоположную сторону. Мой идеальный день теперь – это отдых с семьей на пляже!»

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус с сыном
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус с сыном

Растроганный Бардем вторил жене: «Впервые взяв на руки малыша, ты понимаешь, что до этого момента ничего не знал ни о жизни, ни о любви. Мир по-настоящему открывается тебе тогда, когда ты смотришь на него глазами своего ребенка. Я, конечно, не претендую на полное понимание того, что испытывает женщина, но могу представить себе переживания Пе лучше, чем большинство мужчин. Это идет в нагрузку к профессии».

После рождения сына их постоянно видели втроем где-нибудь на теплом песочке у моря. Пе и Хави пользовались любой возможностью, чтобы провести время с малышом. И теперь они уже перестали скрывать свои чувства. Когда Пенелопа с ребенком приезжала к мужу на съемки, он готов был до смерти зацеловать ее, обнимал и носил на руках на радость папарацци. Пе после родов почти не снималась: в 2011 году появилась только в «Пиратах Карибского моря», в 2012-м снялась в двух фильмах, в 2013-м – в одном: сыграла невесту главного героя в триллере «Советник». Хавьер Бардем тоже играл в этом фильме негодяя-мафиози.

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус 2016
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус на Cinema Awards 2016

Майкл Фассбендер, исполнитель главной роли, смеясь, рассказывал репортерам, как это непросто – сниматься в постельной сцене с Пенелопой, когда на съемочной площадке постоянно ошивается ревнивый испанец-муж. Однако все это лишь безобидные шуточки: Хави был твердо уверен, что красота Пе принадлежит ему совершенно безраздельно. В июле 2013-го, спустя два с половиной года после рождения сына, Пенелопа подарила мужу дочку, которую назвали Луной – в честь режиссера Бигаса Луны, который их когда-то познакомил.

Пенелопа Крус
Церемония закладки именной звезды Пенелопы Крус на голливудской «Аллее славы», 2011 г.

«Раньше я часто вела себя с мужчинами как истеричка, – признавалась Пенелопа. – Мне нравилось командовать и капризничать. Теперь все изменилось. Чертовски приятно выслушать Хавьера и сказать: “Ты прав, дорогой”». Она и вправду выбирала очень долго, но в итоге нашла именно такого человека, о котором мечтала. Родного, близкого, настоящего. Умного, ироничного и чувствительного. Большого любителя паэльи и вообще всяких вкусных вещей, которые в диетозависимом Голливуде считаются практически запрещенной едой, приравненной к наркотикам. Хавьеру и его семье (матери, брату и сестре) принадлежат несколько ресторанов в Мадриде. «Мы с Пенелопой продали наш дом в Лос-Анджелесе. Потому что там, конечно, хороший дом, но там не наш дом. Мы испанцы, и хотим ими оставаться. Хотим, чтобы наши дети росли и жили в Испании. Это моя страна, и у нас принято прямо говорить, что думаешь».

Пенелопа Крус мама
Пенелопа Крус с мамой Энкарной Санчес, Париж, 2003 г.

Кроме общей гражданской позиции, у супругов выработалась хорошая привычка разделять увлечения друг друга. Пенелопа, например, обожает петь караоке и всю жизнь на любых съемках после работы отправлялась искать бар, где можно попеть. Теперь Хави неизменно составляет ей компанию, а иногда они устраивают дома караоке-марафоны для гостей. Пенелопа, в свою очередь, смотрит вместе с мужем регбийные матчи и ходит на выставки: когда-то Хави всерьез увлекался живописью и даже собирался стать художником. Пе рисовать не умеет, но в последнее время увлеклась фотографией: «Камера позволяет мне удовлетворять свое художественное восприятие мира совсем иначе, чем актерство. Я ловлю краткие мгновения покоя и счастья: влюбленные смотрят друг на друга, ребенок с любимой книжкой на коленях. Все, что я фиксирую камерой, помогает мне гораздо больше ценить жизнь как раз в ее скромных, но от этого не менее красивых и прекрасных мгновениях».

Пенелопа Крус «Оскар»
Пенелопа Крус вручает премию «Оскар» Штефану Рузовицки за лучший иностранный фильм, 2008 г.

Недавно супруги купили новые роскошные апартаменты в центре Мадрида, в престижном районе парка Ретиро. Из окон открывается чудесный вид на парк, и, что приятно, в соседнем доме живет Педро Альмодовар – теперь они будут соседями. На покупке квартиры настоял Хавьер – в этом районе он жил многие годы, но потом переехал вместе с Пе в пригород Вальделагуа. Там, в окрестностях Мадрида, подальше от толпы, им было легче охранять свою приватность. К тому же Пенелопа устроила в доме настоящую кошачью столовую – две кошки жили у нее постоянно, а все остальные, с ближайших улиц, приходили завтракать и ужинать. «В новой квартире кошачью столовую не устроишь, – в очередной раз подумала Пе. – Может быть, все же подождать с переездом… Но Хави огорчится…»

 Пенелопа Крус и Хавьер Бардем сын
Пенелопа Крус и Хавьер Бардем на прогулке с сыном Леонардо, Нью-Йорк, 2012 г.

Журналистка вежливо кашлянула, прервав затянувшуюся паузу. Ей и невдомек, что за несколько минут перед глазами Пенелопы прошла практически вся ее жизнь, точнее, ее самая существенная часть – все то, что связано с Хавьером. Счастье любви и материнства, счастье надежности и близости. Ну почему репортеры так жаждут интимных подробностей? Почему их всегда интересует личная жизнь звезд? Хавьер так мило отделывается от этих вопросов. Говорит, что невероятно благодарен судьбе за встречу с Пе, и что всегда мечтал быть нужным и любимым, а теперь у него все это есть. «Вы спрашивали, почему мы никогда не отвечаем на вопросы о наших отношениях, – наконец, произнесла Пенелопа. – Давайте я отвечу словами Хавьера – он всегда честно признается в своих слабостях. И он очень мудрый, мой муж. Так вот, он недавно сказал: «Если человек добровольно сделал такой выбор – быть с тобой, – то это счастье. Так что считайте, что причина моего молчания – страх. Страх сглазить свое счастье».

Пенелопа КрусЖурналистка молча кивнула. Может быть, впервые в своей карьере она не нашла в себе сил настаивать, пускать в ход дипломатию и шантаж, требовать подробностей. Она еще раз кивнула, теперь уже отвечая собственным мыслям. И искренне, от души улыбнулась. Настоящее счастье заразительно.

Фото: East News, Fotodom, Global Look Press

Подготовлено по материалам журнала «Караван историй. Украина»

Присоединяйтесь к нам в Facebook, Twitter, Instagram или Вконтакте и всегда будьте в курсе самых интересных новостей шоубиза и материалов журнала «Караван историй»