У австралийца База Лурмана было не меньше амбиций, чем у Ди Каприо. Он задал себе, на первый взгляд, непосильную задачу – превратить величайшую шекспировскую драму в популярное кино. Последнюю значительную экранизацию «Ромео и Джульетты» создал Франко Дзеффирелли в 1968 году. На взгляд База, теперь она безнадежно устарела. Необходим новый подход, который смог бы обратить внимание молодежи на английскую классику! Фильм должен был быть масштабным, зрелищным и понятным. Лурман решил сделать из него современный мюзикл. Оставалось только подобрать главных героев – яркие, непримелькавшиеся лица.

Лео настолько впечатлился предложением, что бросил все и за собственные деньги прилетел в Австралию на пробы. Он идеально подходил на роль. Внешность полностью соответствовала «тому самому парню из старших классов, от которого можно потерять голову». И совершенно неважно, что дело происходит во времена, когда школ-то в общепринятом понимании не было. Все равно – обмираешь и медленно стекаешь по стеночке.

Леонардо Ди Каприо Клер Дэйнс «Ромео и Джульетта»
С Клер Дэйнс в «Ромео и Джульетте», 1996 г.

Надо ли говорить, что расчет Лурмана оказался верным? Между Лео и молоденькой Клэр Дейнс в роли Джульетты проскакивали такие молнии, что дух перехватывало. Кассовые сборы фильма составили 150 миллионов долларов, и он принес Ди Каприо «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале. Но все это было полнейшей ерундой по сравнению с главным: Лео получил-таки мир в свое распоряжение.

О нем писали, его приглашали на фотосессии в модные журналы и называли самым сексуальным актером нового поколения, влюбленные девочки кидались под ноги, выпрашивая автограф. Слава настигла его, и он был доволен.

Незадолго до премьеры Леонардо Ди Каприо пригласили на пробы в другой фильм. Забавно: Джеймс Кэмерон иронично назвал сюжет своего «Титаника» историей Ромео и Джульетты XX века. И ему тоже требовался симпатичный молодой актер. Потенциальные кандидаты Мэтью Макконахи, Стивен Дорфф и Джаред Лето были категорично отвергнуты из-за внешности либо возраста. Том Круз запросил немыслимый гонорар.

В том, что Джека Доусона сыграл Лео, не было его заслуги. На прослушивание его силком затащил кастинг-директор. Ди Каприо не особо старался – для галочки прочитал свою роль тщательно и с выражением, а затем принялся валять дурака. Драма? Пожалуйста, изобразим вам социальную драму «Леди и бродяга». Недостаточно ярко? О’кей, пусть это будет трепетный влюбленный идиот… Умирающий лебедь? Без проблем!

Лео гордился тем, как хвалят его игру: критики решили, что режиссер взял реального неполноценного мальчика

Кэмерон смотрел на гримасы Лео и думал: «Он мне нужен. Нужен любой ценой». Но чтобы убедить Ди Каприо, пришлось приложить немало усилий.

Леонардо ди Каприо «Авиатор»
Кадр из фильма «Авиатор», 2004 г.

– Давай ты наконец прекратишь изображать невротика с комплексом неполноценности, ладно? Не будем обманывать друг друга: мне необходим актер с твоей внешностью, мимикой и талантом, а тебе – эта роль, – Джеймс умел быть жестким в нужных ситуациях.

– Но если я не хочу играть этого неудачника? – а Лео умел быть вредным, когда его что-то не устраивало. – Подумаешь, выиграл билет на шикарный лайнер, измучился классово осуждаемыми любовными отношениями, а затем благополучно помер. Как-то… эээ… по-дурацки…

– Потом ты забудешь об этих съемках, как о страшном сне, если пожелаешь, – Кэмерон не собирался отступать. – Но сейчас принимай вызов. Я сделаю тебя знаменитым, больше чем можешь представить.

Леонардо Ди Каприо Кейт Уинслет «Титаник»
С Кейт Уинслет в фильме «Титаник», 1997 г.

«Титаник» стал на то время самым дорогостоящим фильмом в истории кино, самым зрелищным, самым эпичным, заработав в прокате немыслимую сумму – два миллиарда долларов. И в то жевремя он превратился в ад для Лео – еще на этапе создания. Бескомпромиссность Кэмерона измучила всех участников съемочного процесса.

«Самый страшный человек в Голливуде» – за глаза называли его те, кому не повезло стать объектом режиссерской критики. Из-за обилия сцен в воде практически все переболели простудой, а некоторые даже воспалением почек. Хотя по сравнению с Кейт Уинслет Лео легко отделался: актриса сломала руку, и все равно ей пришлось участвовать в финальных сценах с тонущим кораблем.

Накал ненависти к режиссеру-тирану достиг такого уровня, что один из участников команды подложил в еду съемочной группы галлюциногенный наркотик в надежде хоть как-то отомстить Кэмерону. Вместе с Джеймсом в больницу загремели еще 50 человек.

Когда фильм вышел на экраны, пусть и со значительным опозданием, Ди Каприо показалось, что все его беды позади. Кэмерон не соврал: успех «Ромео и Джульетты» не шел ни в какое сравнение с «Титаником». И пусть он не получил номинацию на «Оскар» и снова не выиграл «Золотой глобус», но, ослепленный блеском солидного гонорара и зрительским вниманием, даже не заметил этого. В тот момент награды выглядели несущественными.

Иногда Лео казалось, что он по-прежнему часть «Санта-Барбары». Теперь – как прототип для всех этих «богатых и знаменитых». На одних только любовных историях можно снять десяток сериалов.