Я специально уехала в Великобританию, чтобы играть в театре. Наконец-то насладиться серьезной работой, настоящим искусством, которым я всю жизнь мечтала заниматься. И меня это спасло – в Великобритании меня воспринимали как настоящую актрису, меня уважали и ценили театральные и кинорежиссеры. И именно тогда я испытывала истинное счастье от творчества.

Но сейчас меня вновь позвали в этот проект. И я не могу справиться с нахлынувшими эмоциями и разобраться: хочу я возвращаться или нет? Нужно ли мне это сегодня?

Джиллиан Андерсон, "Секретные материалы"
Сцена из эпизода «Охота на лис», пятый сезон «Секретных материалов», 1998 г.

…– Никогда больше, слышишь, ни-ког-да я не буду работать на телевидении! С меня хватит! Я – актриса, и хочу напомнить тебе, неплохая актриса. И тратить свою жизнь на то, чтобы играть в разного сорта «мыле», я не намерена! – Джиллиан бросила трубку, так и не дослушав, какую именно роль предлагал ей агент.

«Скорее всего, в очередной дешевой поделке», – подумала она, и в это же время живот свело так, что она застонала. Джиллиан не ела с утра прошлого дня. И виной тому была не диета, а элементарное безденежье. Перспективы у нее были весьма неутешительные…

«Что дальше? – задавала она себе вопрос, прикидывая, к кому из друзей напроситься на ужин. – Идти на паперть или на панель, чтобы заработать деньги на пропитание? И ради этого я отказалась стать археологом и морским биологом – чтобы прозябать в безденежье?»

Андерсон в самом деле в детстве мечтала стать естествоиспытателем – биология была ее любимым предметом, а на досуге она выкапывала из земли червей и препарировала их на мелкие кусочки. Исключительно ради научного эксперимента!

Джиллиан Андерсон, "Война и мир"
Самая свежая работа Джиллиан – роль Анны Павловны Шерер в мини-сериале «Война и мир» (со Стивеном Ри в роли Василия Курагина, 2015 г.)

Но однажды Джиллиан решила попробовать свои силы в школьном актерском кружке. И пошло-поехало: о червях она позабыла, едва ступив на театральную сцену. Она позабыла обо всем: теперь все затмило искусство.

И уже тогда, с первых шагов, Андерсон поражала своим незаурядным актерским талантом.

«Впервые я увидела настоящую игру Джилл, когда ей было четырнадцать, – вспоминала ее мама, – и учитель поручил ей исполнить сцену на балконе из «Ромео и Джульетты». Она до этого не читала Шекспира, никогда не играла на сцене и вообще не занималась ничем, отдаленно напоминающим актерство. В нашей семье не было ни одного артиста (правда, отец Джиллиан имел отношение к производству фильмов – главным образом учебных и рекламных). Но она выучила свою роль и сыграла без особых усилий. Когда я увидела, как она это сделала, у меня просто челюсть отвисла».

В то время Джиллиан переживала сложный подростковый период. Она была настоящей бунтаркой: проколола нос, вставив туда кольцо, носила чуть ли не панковский ирокез и умудрялась доставлять родителям сплошные неприятности. Ее даже арестовали на выпускном вечере за взлом и проникновение в здание средней школы. Зачем она это сделала? Сегодня Джиллиан уже и не вспомнит.

Джиллиан Андерсон, «Секретные материалы»
С режиссером сериала «Секретные материалы» Крисом Картером, 2002 г.

«Я была раздражительной, и это был мой способ держать людей на расстоянии, – вспоминала она. – Я всегда либо запиралась в своем собственном маленьком мирке, либо отправлялась в кабинет директора из-за пререканий».

Именно тогда Андерсон начала посещать психотерапевта и продолжает до сих пор – справиться самой со своими эмоциями и переживаниями она не могла. И врач помог ей пережить подростковую депрессию. А еще помогла сцена. Только на подмостках Джиллиан, как ни странно, чувствовала себя защищенной, свободной и спокойной.

Потом она выросла – вытащила кольцо из носа, отрастила волосы и обрела уверенность в том, что будет только актрисой.