В двадцать три года быть принятым в труппу Королевского шекспировского театра – это не шутки. Но Кену этого показалось мало, он считал классический театр слишком консервативным и неподходящим для своих целей, претендовал на особые отношения с великим Бардом, поэтому из труппы ушел, начал сниматься в сериалах в ожидании момента, когда сможет ставить Шекспира собственными силами.
Двадцативосьмилетняя Эмма тоже добилась неплохих результатов на сцене. В Кембриджском студенческом театре «Огни рампы», где Томпсон была президентом, ее называли не иначе как Талантливая Эмма – кто раздраженно, кто – с восхищением. Она не только играла, но и писала сценарии для гомерически смешных скетчей с участием Хью Лори, ее самой и Стивена Фрая; комедия, поставленная в Вест-Энде тем же составом, привлекла внимание телевизионщиков, компания ВВС купила права на трансляцию.

Фрай, как и Томпсон, изучал в Кембридже английскую филологию, Лори – археологию, но с первого курса стало ясно, что их путь – сцена. Эмма и Хью несколько лет встречались, Лори казался ей самым талантливым и забавным человеком на земле, они не уставали друг друга смешить, однако постепенно романтические отношения сошли на нет, осталась лишь дружба.
Кеннет – это было совсем другое. Это было серьезно. Эмма влюбилась в напористого харизматичного ирландца с первого взгляда. Через полтора года они поженились. Стали одним целым – друзьями, единомышленниками, партнерами. Сначала снимались вместе в фильмах других режиссеров, потом Кен основал собственную продюсерскую компанию. Иногда Эмма чувствовала себя даже слишком зависимой от мужа, его тенью, отражением. Критики предостерегали, что это может повредить ее карьере.
Все изменилось после фильма Джеймса Айвори «Говардс-Энд» по классическому британскому роману Эдварда Форстера, где партнером Томпсон стал Энтони Хопкинс. За «эталонное воплощение женского британского характера» Томпсон получила премию Американской киноакадемии.

Следующий фильм Айвори «Остатки дня», с тем же изысканным актерским дуэтом Хопкинс – Томпсон, окончательно закрепил ее репутацию главной английской актрисы своего поколения.