Теперь, слава богу, все кончено и не нужно больше притворяться. Они с Кеном разъехались и скоро подпишут бумаги о разводе. Официальная причина – несовпадение съемочных графиков, но газетчики, конечно, обо всем прознали.

Эмма не комментировала. Лишь однажды с горечью заметила: «Если женщина решила связать свою жизнь с человеком сильным и наделенным харизмой, она должна быть готова к тому, что он может ей изменять. Такой риск существует. Притягательные личности опасны. Отчасти их сила – в способности подавлять и подчинять себе других».

Она зябко поежилась, поплотнее кутаясь в поношенный черный халат мужа (Кен забыл его, когда уходил). Теперь Эмма носила халат почти всегда, не снимая даже на ночь. Утром просыпалась в слезах, с трудом вытаскивала себя из постели, с отвращением чистила зубы, пила кофе и прямиком отправлялась к спасительному компьютеру. Только сценарий мог отвлечь ее от мыслей о семейном фиаско. Она обожала романы Остин с юности и, работая над сценарием, полностью погружалась в выдуманную жизнь своих героев.

В драме «Остаток дня», 1993 г.

В апреле все предварительные работы были закончены и фильм пришел в движение. Съемочная группа выехала в Девоншир на полтора месяца. Эмму лихорадило от волнения, собственные амбиции ее пугали. Играть девятнадцатилетнюю девушку, когда тебе тридцать шесть, – это ли не наглость? Она выискивала в зеркале морщинки, на талии – лишние сантиметры. Держалась за ноющую поясницу после конных прогулок. Но съемки ее бодрили, как и лестные слова окружающих о сценарии, как и весенняя природа Девона.

«Рабочий день окончен, все прошло нормально, – записывала она в дневнике. – Я страшно взвинчена. У меня зашкаливает уровень адреналина, и, несмотря на усталость после долгого дня, я никак не могу уснуть. Не помогают ни ванна с аромамаслами, ни антистрессовый чай, которым я затоварилась в местной лавочке. Съемочный день варьирует: мы вообще никогда не работаем меньше двенадцати часов, а сегодня, например, отработали все пятнадцать. Энг хочет, чтобы в фильме был баланс между энергией инь и ян. Он, как и Остин, совершенно несентиментален. Между ними вообще существует какая­-то мистическая связь. Остин очень бы удивилась, если бы это знала».

Будучи не только актрисой, но и сценаристом фильма, Эмма внимательно следила за всем, что происходит на съемочной площадке, и много общалась с другими актерами. «Кейт Уинслет выглядит бледнее обычного, – записывала она. – Чего­-чего, а смелости этой девочке не занимать. Я даже представить не могу, что было бы со мной, если бы в девятнадцать лет мне предстояло взяться за роль подобного масштаба. Но она полна энергии, открыта, практична, умна, и вдобавок ко всему с ней не соскучишься».