– Вы понимаете, Мэгги, без вас сериал утратит свое очарование и шик, пикантность, если хотите. Вы как изысканная специя, которая придает «Аббатству Даунтон» неповторимый вкус, – Феллоуз не скупился на комплиментаы, чтобы уговорить ее сниматься в шестом сезоне. Ведь Мэгги была решительно настроена распрощаться с сериалом по окончании пятого.

– Бросьте, Джулиан, – отвечала Смит в присущей ей прямолинейной манере, – просто у вас на мой счет какое-то предубеждение. Увидели меня еще подростком на сцене в роли Дездемоны и до сих пор не можете забыть. А между тем с того времени прошло более пятидесяти лет, и я сильно изменилась.

– Но не для меня, дорогая Мэгги, – учтиво отвечал Феллоуз.

Джулиан Феллоуз
Джулиан Феллоуз, сценарист «Аббатства», октябрь 2013 г.

Несмотря на свой возраст, Смит много снималась, но «Аббатство Даунтон» она уже считала перевернутой страницей. Тем не менее, когда сегодня в своей прощальной речи Джулиан говорил о том, что история «Аббатства» завершена, у нее дрогнуло сердце. Она вдруг отчетливо представила, что больше не переступит порог замка Хайклер, не будет надевать прекрасные наряды и не станет больше роскошествовать в интерьерах в викторианском стиле.

Пока Мэгги размышляла, к ней почти бесшумно подошла Элизабет Макговерн, сыгравшая в сериале Кору Кроули, графиню Грэнтэм – невестку Вайолет. На экране у их персонажей складывались не самые лучшие отношения. А вот в жизни Мэгги и Элизабет не прочь были поболтать в свободную минуту между съемками. Смит выделила Макговерн среди других актеров и допустила к себе по двум причинам. Элизабет была старше большинства артисток «Аббатства», и она была хорошей актрисой, снимавшейся в «Регтайме» у Милоша Формана и «Однажды в Америке» у Серджо Леоне.

– Мэгги, я буду скучать по вам, – сходу призналась Макговерн. – Чем займетесь на досуге?

– О, Элизабет, у меня большие планы, – ответила Смит, лукаво улыбаясь. – Наконец-то посмотрю все шесть сезонов «Аббатства Даунтон».

– Серьезно?! Вы не видели ни одной серии? – искренне удивилась Элизабет.

– Представьте! – гордо ответила пожилая актриса. – Признаюсь, я боялась смотреть, чтобы не разочароваться. Если бы я посмотрела сериал в начале съемок или в середине, то наверняка нашла бы множество недостатков, расстроилась бы и моя нервозность сказалась бы на моей игре. А сейчас я буду смотреть сериал, зная, что уже ничего исправить и вернуть нельзя.

"Аббатство Даунтон"
Кадр из сериала, 2014 г.

– О, Мэгги, думаю, вы преувеличиваете, кому, как не вам, можно не беспокоиться об этом, – парировала Макговерн. – Для меня, да и для всех нас, вы были образцом для подражания и эталоном актерской игры. Как это у вас получалось – никак не могла понять: вы могли только лишь поднять бровь – и было все понятно о вашей героине, могли улыбнуться только уголками рта – и становилось очевидным ее отношение к другому персонажу. А ваш голос, а интонации… Снимаясь вместе с вами, я как будто прошла актерскую школу. Как это у вас получается? Я так и не смогла разгадать вашу тайну.

– О, Элизабет, никакой тайны у меня нет, поверьте, – кокетливо ответила Мэгги. – Это все мой большой опыт – я ведь очень долго живу…

…Незаурядный талант Смит режиссеры оценили сразу – на заре ее карьеры. Она играла в знаменитом лондонском театре The Old Vic. Именно на его сцене в роли Дездемоны, где ее партнером был сам Лоуренс Оливье, Смит и увидел впервые Феллоуз. Режиссеры наперебой приглашали ее в свои постановки, отмечая, что она «может перейти от комедии к трагедии буквально в течение одной фразы. Крохотным изменением интонации заставить публику рыдать от смеха. И так же быстро заставить замолчать от сжимающей грудь скорби».

Мэгги Смит, Роберт Стивенс, «Расцвет мисс Джин Броди»
Мэгги Смит и Роберт Стивенс в фильме «Расцвет мисс Джин Броди», 1969 г.

Ее карьера в кино также развивалась стремительно – первую роль Смит сыграла в фильме «Некуда идти», вышедшем в 1958 году. А уже в 1969-м она получила свой первый «Оскар» за роль в романтической комедии Рональда Нима «Расцвет мисс Джин Броди». Через десять лет ее наградили вторым «Оскаром» – за роль второго плана в «Калифорнийском отеле» Херберта Росса.

Критики считали Мэгги актрисой многогранной. Она с легкостью играла в трагедии и комедии, в серьезном авторском кино и фильмах для детей. В начале 90-х Мэгги снялась у Стивена Спилберга в роли немолодой Венди в сказке про Питера Пэна «Капитан Крюк», а через десять лет воплотила образ Минервы Макгонагалл в серии фильмов о Гарри Поттере – этой ролью она завоевала еще и детскую публику.

На съемках «Гарри Поттера» Мэгги сумела найти подход к своим юным партнерам. Эмма Уотсон, сыгравшая Гермиону, призналась, что ей очень легко работалось со Смит. «Мэгги всегда разговаривала с нами как со взрослыми, – вспоминала Уотсон, которая начала сниматься в поттериане в девятилетнем возрасте. – Признаться, я даже не подозревала, что это великая британская актриса. Когда мы общались, она вела себя как обыкновенная женщина, например, угощала на Рождество конфетами…»

Мэгги Смит, Алан Рикман, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Дэниел Рэдклифф "Гарри Поттер и принц-полукровка"
В поттериане Мэгги Смит досталась роль профессора Макгонагалл. (С Аланом Рикманом, Эммой Уотсон, Рупертом Гринтом и Дэниелом Рэдклиффом в фильме «Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 г.)

– О, дорогая Элизабет, – Смит обратилась к Макговерн, которая уже по третьему кругу перечисляла ее достоинства и продолжала петь дифирамбы. – Мне очень приятно, что вы столь высокого мнения обо мне, – право, я не заслуживаю такого внимания. С вашего позволения, я хотела бы проститься с замком Хайклер… Сколько прекрасных мгновений мы здесь провели. Пойду посижу в библиотеке.

– О да, конечно, – смутилась Макговерн, поняв, что утомила пожилую женщину своим щебетанием, и удалилась. А Смит отправилась в библиотеку. Убедившись, что она здесь в одиночестве, Мэгги достала из кармана своего платья, сшитого по моде столетней давности, мобильный телефон и ловко набрала номер. После продолжительных гудков ей ответили.

– Джуди, дорогая, это я – Мэгги, – непривычно бодро, помолодевшим голосом заговорила актриса. – Как ты? Как прошли съемки? А у меня только что все закончилось. Слава богу, я больше не буду играть эту комическую старуху, выдавливая из себя ужасные монологи… Впрочем, мне сегодня даже немного грустно. Жаль прощаться с этим милым замком, нарядами, надевать и носить которые, если честно, сущая пытка. Да и прикипела я к своей графине Грэнтэм. Она хоть и чопорная, заносчивая старуха, но при этом такая одинокая. Как и я…»