Три года назад «Караван историй» встречался с Джамалой – но за это время в ее жизни случилось так много всего, как будто десять лет прошло. Она победила на Евровидении, вышла замуж, стала тренером и судьей проекта «Голос країни» и готовится стать мамой. Мы не могли не встретиться снова, чтобы обсудить эти важные перемены.
Присоединяйтесь к нам в Facebook, Twitter, Instagram — и всегда будьте в курсе самых интересных новостей шоубиза и материалов журнала «Караван историй»
Джамала, давайте начнем с «Голоса країни» на «1+1». Вы уже второй год в проекте. Что для вас изменилось?
Я изменила свое отношение к этому проекту. Поначалу воспринимала свою роль в нем слишком серьезно. Мне казалось, это такая огромная ответственность: ты выбираешь человека, определяешь, что и как ему петь… Я очень хотела, чтобы моя команда, мои участники победили. Поэтому я предъявляла им очень высокие требования, как к профессиональным исполнителям, которые готовы сделать все ради победы.
Я сама победитель по жизни и упустила из виду, что не все так одержимы. Оказалось, что далеко не все пришли на «Голос країни» ради этой цели, многие просто хотели принять участие, показать себя, попасть в рейтинговую программу…
А я подбирала прежде всего хорошие профессиональные голоса, людей с образованием и опытом, сплошных «выпускников консерватории». Но оказалось, что профессионалам победа не так уж важна, они не готовы ее «выгрызать».
Мне это напомнило историю о провинциалах и уроженцах столицы. Провинциалы заранее настроены на борьбу, им кажется, что в столице все крутые, продвинутые, и значит, нужно работать больше, чтобы соперничать с ними. А столичные жители, в свою очередь, слишком уверены в себе и потому расслаблены.
Так что в нынешнем сезоне я исхожу из установки, что «Голос країни» — это конкурс непрофессионалов. Я набрала команду по абсолютно другому принципу: талантливых, голосистых людей из народа, которые очень хотят петь. Кто-то из них был уличным музыкантом, кто-то кофе варил, но никто не занимался музыкой профессионально. У них глаза блестят, они очень ценят шанс, подаренный судьбой. Для меня теперь главное в членах моей команды – это большое желание и пока еще не раскрытый талант.
Есть еще одно новшество, которое касается уже всего шоу, а не только меня: согласно новым правилам, если к претенденту никто из судей не повернулся, то он так и уходит со сцены в полном молчании. Раньше полагалось пояснить, почему не нажал кнопку, что не понравилось. Теперь мы вообще не поворачиваемся. Когда мы начали снимать «слепые», постоянно между собой обсуждали, что тренер в кресле чувствует себя неловко: даже «здрасьте» человеку не говорит. Но потом пришли к выводу, что так лучше раскрывается жестокость игры. Раз не повернулся никто — значит, претендент недостаточно выложился на своем выступлении.
Вообще мне очень нравится главный принцип «Голосу країни»: слушаем, не видя, кто поет. Ведь можно легко обмануться, попав под обаяние внешности, а тут неважно, какой ты национальности и какой у тебя цвет кожи, мальчик или девочка, хорошенький или не очень. Мне это импонирует.
За время, прошедшее после победы на Евровидении, вам наверняка не раз пришлось принимать важные решения, делать выбор, – вы же полмира объездили с концертами и пресс-конференциями, участвовали в официальных мероприятиях, даже стали послом доброй воли Международной организации миграции. Кстати, почему именно этой организации? Эта проблема вам близка?
Четыре года назад фонд MTV Exit и Международная организация миграции пригласили меня стать лицом информационной кампании против торговли людьми. Ее главной частью был телевизионный фильм «Життя на продаж». Собственно, я была ведущей в этом фильме, читала текст от автора. До того момента я была совершенно не в теме. Послушала интервью с людьми, попавшими в рабство, ознакомилась со статистикой – и была глубоко поражена тем, что это явление до сих пор процветает в современном мире. А в Украине особенно.
Наша страна занимала одно из первых мест в этом антирейтинге уже в 2013-м, а с началом войны, когда появилось много переселенцев с неустроенной судьбой, которые в поисках работы готовы на все, люди легко могут оказаться в руках негодяев.
Поэтому в 2017‑м МОМ начала новую информационную кампанию и предложила мне стать ее лицом. Мое участие нужно для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме СМИ, чиновников, обычных людей. Помимо традиционных видов социальной рекламы, был снят очень красивый видеоролик, где трагедия современного рабства передана с помощью танца, а его лейтмотивом стала моя песня «Шлях додому».
После моей победы на Евровидении к нам обращались десятки раз с предложениями принять участие в конференциях, семинарах, ассамблеях, в том числе разные международные организации хотели привлечь меня для своих проектов. Ведь если ты побеждаешь на международном конкурсе, в первую очередь побеждаешь не ты лично, а страна, которую ты представляешь. Поэтому на тебя сразу сваливается огромная ответственность, а люди начинают воспринимать тебя как человека, способного решить любую проблему и ответить на любой вопрос.
Ко мне постоянно обращались по самым разным поводам: Джамала, убивают бездомных собак; Джамала, помоги спасти ребенка; Джамала, почему до сих пор не отремонтировали станцию «Левобережная»… Фейсбукмессенджер был забит этими сообщениями. А я старалась во все вникнуть, и во многих случаях – помочь, потому что я человек неравнодушный, переживательный, социально активный. Но общественная деятельность, и тем более политика, в которую меня тоже пытались вовлечь, – это не мое. Я не хочу быть чьим-то рупором или лицом какой-то партии. Поэтому от политики я отбивалась обеими руками.
Мое дело – писать музыку, которая была бы близка слушателям, заставляла бы их плакать или смеяться. Ведь лучшая награда после концерта – когда к тебе подходят люди и говорят: «Такое ощущение, что это песня про меня, у меня тоже была такая история!»
На самом деле все мои песни, все четыре альбома – обо мне, о моих историях. Как-то мы встретились на ШриЛанке с Димой Шуровым и разговорились о творчестве. Дима считает, что о себе исполнитель должен петь разве что в глубокой старости, а я с этим не согласна.