Компания L’Oréal Украина, один из лидеров и новаторов бьюти-индустрии в нашей стране, взяла на себя обязательство сломать систему и предоставлять реальные рабочие места для людей с инвалидностью. О тонкостях формирования инклюзивной команды рассказывает HR-менеджер Вероника Попова.

Несколько лет назад компания L’Oréal Украина поставила цель предоставлять реальные рабочие места для людей с инвалидностью. Это непростая комплексная задача, подразумевающая как глобальное изменение подхода и сознания людей к данному вопросу, так и операционные моменты – коммуникацию с внешними соискателями и внутренними сотрудниками, подготовку инклюзивных рабочих мест, качественную интеграцию новых сотрудников… Все это позволяет менять подход бизнеса и интегрировать людей с инвалидностью в общество.

Инклюзивность – это не просто взять на работу и формально интегрировать человека, тем самым поставив галочку. Это вопрос принципов работы компании вне зависимости от ее прибыли, представленности на рынке и количества сотрудников. Необходимо создать атмосферу, в которой человек с инвалидностью сможет продуктивно и комфортно трудиться, заручиться поддержкой непосредственного руководителя, подготовить коллектив. Безусловно, это колоссальный стимул для развития бизнеса.

Команда, сформированная по принципам инклюзии и разнообразия, может достичь намного большего. У нас сотрудники с инвалидностью работают в разных сферах – генерируют идеи, запускают новые бренды, участвуют в международных проектах. Они достигают поставленных целей и покоряют новые вершины. У нас достаточно диверсифицированный бизнес с большим количеством брендов, и мы должны учитывать разные вкусы потребителей. С такой командой и их разносторонними идеями это намного проще. И это стимулирует бизнес двигаться вперед.

Необходимо создать атмосферу, в которой человек с инвалидностью сможет продуктивно и комфортно трудиться

Мы начали с коммуникации с вузами, подключили преподавателей и студентов. С опытными кандидатами поначалу было сложнее, но с помощью наших сотрудников мы получили первые рекомендации и начали строить коммуникацию и в этом направлении, а дальше сработало сарафанное радио. На данный момент мы используем все внешние каналы: нашу страничку L‘Оréal Talent в «Фейсбуке», сайты по трудоустройству, ярмарки вакансий и т. д.

Изначально было сложно, чтобы нам поверили, ведь часто новые инициативы воспринимаются с опаской. Раньше все пытались замалчивать эту тему, многое было непонятно. Например, кандидаты переживали, кому и как необходимо говорить об инвалидности, а руководители – как правильно интегрировать сотрудников в корпоративную культуру…

До сих пор на наших внешних мероприятиях слышим вопросы: «А правда ли, что вы действительно готовы брать людей с инвалидностью?» Радуемся и объясняем: «Да, мы меняемся сами и показываем своим примером, что это реально». Не устану повторять: очень важно, чтобы руководители и сотрудники были готовы к таким изменениям, поэтому обучающая функция тоже одно из наших направлений развития. Мы стали организовывать внутренние ворк­шопы для сотрудников об инклюзивности, рассказывать, что это и зачем необходимо всем нам. В прошлом году, например, приглашали поделиться историями успеха Александру Кутась, первую в мире профессиональную модель в инвалидном кресле, и Алексея Федыну, параолимпийского чемпиона мира по плаванию. Реакция сотрудников была колоссальной. Это и формирует новый стиль отношения общества к вопросу инклюзивности.

Мы проводили и проводим полноценный отбор на наши позиции. То есть кандидаты с инвалидностью проходят такие же этапы собеседования, как и все остальные. Мы задаем вопросы, оцениваем компетенции и технические навыки, ведь это наши будущие сотрудники. К такому тоже не все готовы, и мы это оговариваем еще на этапе первичного телефонного общения.

Сейчас у нас уже более 4 % сотрудников с инвалидностью, но мы на этом не останавливаемся

Однозначно: наша команда меняется, и только в позитивную сторону. Особенно когда сотрудники видят реальные действия – то, как руководители принимают новичков к себе в команды, как приходят люди, которые не боятся и не стесняются поделиться своими историями и переживаниями. Это вызывает уважение. А еще осознание, что мы часто живем в своих мирах и не замечаем, что кому-то не так сильно повезло в жизни, но это не значит, что он не может быть профессионалом и экспертом.

Как правильно вести себя с людьми с инвалидностью – один из важных и деликатных вопросов. Мы обсуждаем эти моменты на обучающих мероприятиях по инклюзивности и разнообразию. Инвалидность может быть невидимой, и в этом случае, безусловно, спрашивать о самочувствии и ежеминутно предлагать помощь не нужно. Если говорить о физической инвалидности, то помощь предлагать необходимо, если человек сам об этом просит. Не стоит забывать, что наша цель – интегрировать данных сотрудников в социум и рабочую среду, они должны себя чувствовать полноценными членами коллектива и общества. Снова отмечу важность проведения постоянной обучающей работы в команде, ведь именно позитивный и нормальный настрой людей, с которыми ежедневно необходимо работать новому сотруднику, в результате влияет на его успешную интеграцию и результаты.

Есть нормы законодательства, которые регулируют вопросы рабочего места для людей с инвалидностью. Безусловно, работодателям в первую очередь надо их изучить. Далее предстоит оценить, насколько здание, где находится компания, оборудовано для данных целей: есть ли пандусы и должным образом оснащенные санузлы, каковы размеры непосредственного рабочего места. Это ключевые вещи, которые позволяют людям с инвалидностью выполнять свои обязанности. Если компания развивается в данном направлении, необходимо это серьезно продумать.

У нас сотрудники с инвалидностью генерируют идеи, запускают новые бренды, участвуют в международных проектах — достигают целей и покоряют вершины

Инклюзивность и разно­образие – ключевые принципы работы нашей компании, а также основные приоритеты развития L‘Оréal во всех странах, где представлена наша компания. Мы начали с того, что детально изучили опыт наших коллег за рубежом. В первую очередь качество интеграции людей с инвалидностью в общество. В других странах не стесняются говорить об инклюзивности. Девиз одной из таких международных коммуникационных кампаний – Break the silence – как раз о том, что молчание не выход. Собственно, с этого мы и начали, учитывая наши реалии и локальный контекст. В свою очередь, наш опыт тесного сотрудничества с вузами, преподавателями и студентами позаимствовали иностранные коллеги.

Наша цель в ближайшем будущем – интеграция темы инклюзивности в бизнес и новые инициативы от наших брендов. Например, у команды Maybelline New York уже есть опыт сотрудничества с Александрой Кутась в проекте Make up in the City. Мы очень хотим и дальше реализовывать новые инициативы с нашими брендами в данном направлении, ведь коммуникация с нашими потребителями тоже чрезвычайно важна.

Конечно же, мы будем все больше и больше акцентировать внимание на инклюзивности во время отбора кандидатов. Планируем справляться не только своими силами, но и начать сотрудничество с организациями, которые занимаются этим вопросом. Мы только в начале пути. Еще надо многое сделать для полноценной организации инклюзивных рабочих мест, постоянно работать с руководителями и сотрудниками в разрезе данной темы. Но мы уже достигли первых результатов, поэтому полны оптимизма и уверенности в дальнейшем успехе. В первую очередь надо начинать с себя, тогда и другие начнут меняться.

Фото: предоставлено L’Oreal Украина