Национальная опера Украины торжественно открывает свой 152-й театральный сезон Гала-концертом, в котором собраны лучшие фрагменты из опер и балетов. Да и весь сентябрьский репертуар получился максимально разнообразны.

Так первыми вниманию зрителей будут представлены две жемчужины украинской классики – балет «Лесная песня» и опера «Запорожец за Дунаем».

В рамках проекта «Украинские оперные звезды в мире» поклонников ожидает встреча с Людмилой Монастырской в роли Манон Леско.

Новаторскую постановку оперы «Севильский цирюльник» зрители в этом месяце смогут увидеть дважды с разным составом исполнителей.

Опера «Набукко» и балет «Дама с камелиями» подарят встречу с созвездием лучших солистов театра, а балеты «За двумя зайцами» и «Буратино» станут хорошим поводом посмеяться и провести время вместе с детьми.

1 сентября – Гала-концерт в честь открытия 152-го театрального сезона

Мощным вступительным аккордом нового 152-го театрального сезона станет Гала-концерт, в программе которого собраны лучшие фрагменты из знаковых постановок – опер, балетов в исполнении солистов театра при участии Симфонического оркестра и хора Национальной оперы.

Постановочный состав: главный режиссер – Анатолий Соловьяненко; главный дирижер – Николай Дядюра; главный художник – Мария Левитская; художественный руководитель балета – Анико Рехвиашвили; главный хормейстер – Богдан Плиш; дирижеры – Алла Кульбаба, Виктор Олейник, Алексей Баклан, Герман Макаренко, Аллин Власенко.

Дирижер Николай Дядюра
Дирижер Николай Дядюра с оркестром

3 сентября – балет «Лесная песня» (М.Скорульский) 

Балет «Лесная песня» не менее знаковый. Жемчужина украинской национальной классической хореографии, созданная выдающимся балетмейстером Вахтангом Вронским, начиная с 1958 года, является одной из визитных карточек Национальной оперы Украины.

Катерина Кухар в роли Мавки
Катерина Кухар в роли Мавки на сцене Национальной оперы

Поэтическая сказочность сюжета, наполненного глубокими философскими обобщениями, никого не оставляет равнодушным. История любви Лукаша, простого сельского парня, наделенного сердцем мечтателя, и Мавки, фантастической лесной девушки, олицетворяющей красоту жизни и природы, перекликается с традиционными сюжетами балетной классики – балетами «Сильфида» и «Жизель».

4 сентября – опера «Запорожец за Дунаем» (С. Гулак-Артемовский)

В этом году исполняется 85 лет с тех пор, как опера «Запорожец за Дунаем» впервые была показана на сцене Национальной оперы. Сейчас постановка оперы «Запорожец за Дунаем» идет в новой сценической и музыкальной редакциях, созданных главным режиссером театра Анатолием Соловьяненко и композитором Мирославом Скориком (музыкальная редакция).

Главный художник театра Мария Левитская со своим коллективом специально для этого спектакля создали более 250 костюмов и почти 3000 квадратных метров живописи.

Кроме того, сценическое действо обогащено рядом хореографических композиций, которые поставила художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили.

6 сентября – опера «Манон Леско» (Дж.Пуччини)

Это одна из опер Джакомо Пуччини, которую ждал молниеносный громкий успех, едва она появилась на сцене. Вдохновленный романом аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» Пуччини создал одноименную оперу про страсть, наслаждение и угрызения совести, которая стала его творческим триумфом. Сегодня «Манон Леско» Пуччини является одной из самых популярных опер в мире.

Ровно год назад состоялось триумфальное появление украинской оперной дивы Людмилы Монастырской в роли Манон на киевской сцене. Пополнить свой репертуар этой партией Людмиле Монастырской подсказал главный режиссер Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко.

Специально для Людмилы Монастырской были изготовлены эксклюзивные наряды в стиле эпохи Франции XVIII века, которые создала для нее главный художник театра Мария Левитская.

7 и 21 сентября – опера «Севильский цирюльник» (Дж.Россини) – премьерные показы

Опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини более 200 лет. Но сюжет по мотивам одноименной комедии Бомарше, так удачно положенный композитором на музыку, продолжает свое триумфальное шествие по театральным подмостками, и не редко в современных интерпретациях.

Главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко в конце прошлого сезона представил свое прочтение комической оперы, наполненной забавными приключениями, интригами и эмоциями, изящной и темпераментной музыкой, перенеся главных героев в иное время.

Кроме того, каждый очередной показ новаторской постановки «Севильского цирюльника» на сцене Национальной оперы Украины дает возможность зрителю познакомиться с разным составом солистов и открыть новые грани их артистизма.

10 сентября – балет «За двумя зайцами» (Ю.Шевченко)

Знакомый сюжет комедии «За двумя зайцами» настолько гармонично вписался в балетный спектакль, что приобрел не только признание у зрителей, но и стал своеобразной визитной карточкой Киева.

История о незадачливом киевском цирюльнике, рассказанная языком танца в оригинальном музыкальном обрамлении, не только не утратила комичности, а наоборот, позволила обыграть каждый персонаж более ярко.

Кроме того, специально для этой постановки были созданы оригинальные костюмы, среди которых нет двух одинаковых (художник по костюмам – Анна Ипатьева), а уникальные декорации, кардинально отличаются от традиционных балетных (сценография – Сергей Маслобойщиков).

17 сентября – балет «Дама с камелиями» 

Хореографию балета «Дама с камелиями» осуществила художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили, написав либретто вместе с дирижером-постановщиком Алексеем Бакланом, который также работал и над музыкальной композицией произведения.

Говоря об исполнителях главных партий, Анико Рехвиашвили делится мыслями: «Нынешнюю балетную молодежь отличает не искусственный романтизм. Я рада, что в театр пришло такое поколение – это как ренессанс, обновление”.

Анастасия Шевченко в балете “Дама с камелиями”

“Исполнительница главной партии Анастасия Шевченко говорит, что, когда танцует Даму, все время плачет. Не может справиться со своими эмоциями, хотя не понимает, почему так. Представляете, насколько глубокое проникновение в образ, в характер героини, сопереживание ее истории! С Настей происходит во время танца что-то удивительное, и это важно. Именно такие балерины – будущее украинского балета, я убеждена в этом», – поделилась Анико.

22 сентября – балет «Буратино» (Ю.Шевченко)

В прошлом году для юных зрителей репертуар Национальной оперы был расширен за счет возобновления балета «Буратино».

Забытая более чем на десятилетие сказка о приключениях хорошо знакомого деревянного проказника с триумфом возвратилась в репертуар, полюбившись новому поколению юных театралов, а также их бабушкам и дедушкам.

«В нашей истории зло побеждается не путем расплаты, а благодаря волшебным превращениям», – резюмирует Виктор Литвинов.

29 сентября – «Набукко» (Дж.Верди)

Опера «Набукко», мировая премьера которой состоялась 9 марта 1842, прошла на сцене Ла Скала 57 раз при переполненном зале, что было неслыханно. Опера сделала Дж. Верди не просто знаменитым, а первым композитором Италии.

Так случилось, что впервые опера «Набукко» на сцене Национальной оперы Украины была поставлена почти через полтора столетия после ее написания – премьера состоялась 15 мая 1993. Эта опера была украшением репертуара почти полтора десятилетия. С «Набукко» киевская труппа много и успешно гастролировала за рубежом.

Впрочем, из-за того, что исполнители главных партий ушли со сцены, а именно «на них», собственно, и делалась предыдущая постановка, опера, к сожалению, преждевременно прекратила свою сценическую жизнь.

Поэтому за новое прочтение драматического сюжета и чрезвычайно мощного музыкального материала взялся главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко вместе с главным дирижером театра Николаем Дядюрой.

Кроме того, ряды солистов Национальной оперы пополнились новым поколением молодых талантливых певцов. Премьера состоялась в марте 2016 года, и с тех пор опере, как и полтора века назад, сопутствует неизменный успех.

Смотрите также:

История Лучано Паваротти. Две любви большого Па

Почему стоит побывать на оперном фестивале в Санкт-Маргаретен