В этот день, 15 апреля, в 1912 году потерпел крушение легендарный пассажирский лайнер «Титаник».

«Караван историй» рассказывает об этом историческом событии через призму создания не менее легндарного одноименного фильма Джеймса Камерона с Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо в главных ролях.


Ненастное ноябрьское утро будто предвещало неприятности. Началось все с погоды, нетипичной для Мексики в это время года. От пронизывающего шквального ветра с моря не спасали даже теплые зимние куртки. Каждые полчаса приходилось делать перерыв и отогревать съемочную группу горячим чаем и кофе. Трудились не покладая рук с пяти утра, а сделали пока всего ничего. Такие перерывы невероятно бесили Джеймса Кэмерона, и без того не обладавшего ангельским характером. Он то и дело кричал на актеров и помощников, взирая на них со своего пятидесятиметрового съемочного крана.

А затем Кейт Уинслет поскользнулась на палубе и повредила руку. Съемочный процесс окончательно встал. Без ключевой актрисы снимать запланированные на сегодня сцены было решительно невозможно. Проследив за тем, как Кейт погрузили в скорую и повезли в больницу на обследование, Кэмерон зло скомандовал в мегафон, что на сегодня съемки окончены.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Камерон и Уинслет на премьере «Титаника» в 3D в 2012 году в Лондоне

Кажется, вымотанные члены команды вздохнули с облегчением. Чего нельзя было сказать о самом Джеймсе. Настроение упало ниже нуля и не собиралось останавливаться. Вернувшись в свой личный трейлер, Кэмерон уставился на миниатюрную модель «Титаника», стоявшую на заваленном бумагами рабочем столе. Ему показалось, что точная копия знаменитого корабля смотрит на него с издевкой. Это все усталость. Ну откуда у корабля возьмутся глаза?

Задумав новый амбициозный и масштабный проект, Кэмерон понимал, что будет трудно, но не подозревал насколько. С самого начала все шло наперекосяк. Почти каждую неделю что-­то происходило.

Актеры один за другим подхватывали простуду или воспаление почек. Несколько человек ушло, не выдержав нагрузки и бешеного режима работы. Общее число переломанных на съемочной площадке костей давно перевалило за десяток. А когда проходили съемки начальных сцен фильма, неизвестный недоброжелатель подсыпал галлюциноген в еду Кэмерона. Проблема была в том, что этот суп, кроме него, ели и другие члены съемочной группы. В итоге пятьдесят человек загремело в больницу, но виновник происшествия так и не был найден.

При съемках затопления внутренних палуб поток воды неожиданно снес крепления одной из лестниц – она рухнула вместе со всеми, кто на ней находился. Только чудом никто не пострадал. Сегодня вот Кейт получила травму. И теперь непонятно, когда она сможет вернуться в строй.

А на прошлой неделе одна из статисток практически утонула. Слава богу, ее откачали. Иначе… Джеймс скривил недовольную гримасу и прищурился. Перед глазами словно наяву встали заголовки таблоидов: «Проклятый корабль: люди гибнут на съемках «Титаника»».

Ирония в том, что, разумеется, Кэмерон никого не хотел гробить. И даже кричать ни на кого не хотел. Он знал, что за глаза его называли Терминатором и угнетателем, но просто все эти крики и вечное раздражение… – так само собой получалось. Захваченный процессом, он всего лишь хотел приблизиться к идеалу и воплотить в жизнь давнюю мечту.

С ранней юности Джеймс бредил кораблекрушениями. Не самими кораблями – хотя они тоже были восхитительны, – а именно фактом катастрофы. Возможно, какой­­нибудь мозгоправ посчитал бы такое увлечение нездоровым, но, по мнению Кэмерона, было в этом нечто величественное и роковое. Борьба стихии и людской гордыни. Маленькое судно бросает вызов мировому океану – и не всегда выигрывает. И за всем этим стоят людские судьбы и истории. Как они жили, чем дышали, о чем говорили, как провели последние часы своей жизни? Джеймса это очаровывало.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Джеймс Камерон, 1989 год

Когда-­то давно он отказался от карьеры ученого ради обучения на факультете искусств, но страсть к научному подходу осталась с ним навсегда. А ведь, сложись все иначе, сейчас он мог бы организовывать научные экспедиции в духе Кусто к местам кораблекрушений. И жемчужиной его коллекции, венцом его исследований непременно стал бы «Титаник». Корабль, чья трагедия захватывает и поражает дух спустя десятилетия.

Долгое время это оставалось лишь тоской об упущенных возможностях. Кэмерон все чаще жалел о том, что, вероятно, сделал неверный выбор в своей жизни.

Все изменилось за один день. Документалисты, спонсируемые IMAX, снарядили экспедицию для исследования останков «Титаника». И тогда Джеймса озарило: почему бы ему не сделать то же самое? В смысле – заставить Голливуд заплатить за подводные съемки. Общая задумка будущего фильма родилась моментально, и Кэмерон засел за наброски. А через несколько дней заявился к руководству 20th Century Fox.

– Послушайте, у меня есть гениальная идея! – прямо с порога, без лишних хождений вокруг да около, заявил Джеймс. – Давайте снимем романтический фильм про «Титаник». Это будет как Ромео и Джульетта, только на корабле.

– О­о­о! – восхитилось высокое начальство. – А что там будет еще? Взрывы, драки, пришельцы из будущего, как в «Терминаторе»? Фильм­-катастрофа?

– Нет, ничего подобного. Это будет трехчасовая историческая драма про любовь. А в конце «Титаник», разумеется, красиво утонет, почти все погибнут. Правда, здорово? – Джеймс заливался соловьем, еще сам толком не понимая, каким будет окончательный сценарий истории.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

На текущий момент у него было всего десяток листков с общими описаниями сцен да скетч обнаженной девушки с бриллиантом на шее, который он набросал в порыве вдохновения. Позже этот набросок станет частью фильма, портретом Роуз, нарисованным персонажем Ди Каприо.

Руководство студии сомневалось, что такой фильм будет иметь большой коммерческий успех, но отказывать именитому режиссеру не рискнуло. В конце концов, что­-то из этой затеи точно получится.

Кэмерон пребывал на вершине счастья. Выбив из студии предварительные деньги, режиссер в течение двух лет организовал несколько экспедиций к месту затопления «Титаника». Он лично погружался с командой и руководил подводными съемками. Наконец­-то его мечта сбылась. И кроме этого, он считал, что настоящие подводные съемки, не смоделированные в условиях студийного павильона, станут той связующей нитью, которая протянется между прошлым и будущим, позволит зрителям в полной мере прочувствовать весь драматизм ситуации.

– Фильм должен быть реальным, – твердил Кэмерон.

Правда, от многих планов пришлось отказаться из-­за рисков. Как­-то во время работы одна из субмарин столкнулась с боком корабля и повредила свои винты. Это заставило команду стать осторожнее и отменить часть сцен. Малейшая трещина в обшивке субмарины на такой глубине и при таком давлении воды могла привести к гибели всей съемочной группы. И все же даже отснятого материала оказалось достаточно, чтобы и Кэмерон, и остальные прониклись историей гибели «Титаника», трагедией людей, которым не повезло доплыть до пункта назначения.

Сразу после окончания последней экспедиции Джеймс засел за написание подробного сценария. Пазл сложился, и он точно знал, что хочет видеть в фильме. Чтобы бэкграунд картины был достоверным, он взялся за историю издалека.

Судостроительная компания Harland and Wolff, в свое время построившая «Титаник», пошла навстречу мольбам режиссера и открыла Кэмерону доступ к своим частным архивам. В том числе и к редким документам, которые считались утраченными. До этого никому из историков и исследователей не удавалось получить такой возможности. Однако Джеймс умел убеждать. История создания «Титаника» на поверку оказалась не менее удивительной, чем его гибель.

Мир на рубеже XIX и XX столетий стремительно менялся. Научные открытия и изобретения нарастали как снежный ком, и вслед за этим закономерно должны были приносить перемены в жизнь общества. Однако старая добрая Европа, как оказалось, меняться не спешила. Консервативная и негибкая, она зачастую не могла удовлетворить растущие потребности простого населения.

Завязанная на аристократии и благородном происхождении, Европа, а тем более Англия не давали возможности проявить себя. Выбиться в люди удавалось десяткам, а пробиться в высший свет – единицам. И все равно на протяжении не одного десятилетия о счастливчике презрительно шипели бы за спиной: выскочка без роду­племени.

Новый Свет – прекрасная Америка – в этом отношении служил разительным контрастом. Земля обетованная, где каждый мог сделать себя сам и добиться успеха. Неудивительно, что в начале ХХ века США переживали безумный наплыв желающих попытать счастья в погоне за американской мечтой. Ирландцы, итальянцы, французы, поляки – все стремились начать здесь новую жизнь.

Отчасти этому способствовали новые технические решения, позволяющие строить трансатлантические лайнеры, способные перевозить большое количество пассажиров. С другой стороны, все растущий запрос подстегивал конструкторов реализовывать новые амбициозные проекты.

Конкуренция между судоходными компаниями была огромной. Но главными соперниками на море были британская Cunard Line и американо-­британская White Star Line. После постройки двух самых больших и быстроходных кораблей в мире, «Мавритании» и «Лузитании», Cunard Line вышла в лидеры, заставив соперника терпеть громадные убытки.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Открытка 1912 года

White Star Line оказалась на грани разорения. К тому же это больно ударило по самолюбию владельцев компании. «Догнать и перегнать» – так решило руководство. И заказало Harland and Wolff постройку двух морских супер­гигантов – «Олимпика» и «Титаника». По задумке они должны были стать больше, вместительнее и роскошнее. Ведь  для того, чтобы отбить затраты на строительство, корабль должен был перевозить и большое количество богатеньких пассажиров, готовых заплатить внушительную сумму за комфортабельное путешествие.

Декораторы расстарались на славу. Каюты первого класса, находящиеся в центральной части судна – там практически не ощущалась качка, – были оформлены каждая в своем стиле. Панели из дорогих сортов древесины, картины, шелковое белье, электрические камины – все было сделано с расчетом на то, чтобы богачи чувствовали себя по-­королевски.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Титаник. Интерьер фойе первого класса

Общественные помещения первого класса не уступали в роскоши. Например, обеденный зал на 550 человек полностью воссоздавал интерьеры Версальского дворца. А прогулочные палубы были оформлены в ренессансном и викторианском стилях. За время недельного путешествия пассажирам было чем занять свободное время. К их услугам были площадка для игр в сквош, бассейн, турецкие бани, гимнастический зал. Был даже зооуголок для домашних любимцев.

Стоило все это удовольствие соответственно. Цена билета в первый класс колебалась от 23 до 870 фунтов. В переводе на сегодняшние деньги стоимость путешествия в одном из двух люксов составила бы около ста тысяч долларов, а в самом скромном номере первого класса, причем без питания, – около 1300 долларов.

Второй класс был гораздо скромнее. А каюты третьего больше напоминали общежитие: двухъярусные койки на десять человек и простой умывальник в углу. Но и за эту возможность проехаться в толкотне и давке пришлось бы выложить от двух до восьми фунтов, или 100–500 современных долларов.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года

На первый взгляд кажется, что сумма небольшая, но для многих и она была неподъемной. Средняя зарплата лондонского рабочего в то время составляла полтора фунта в неделю. С учетом того, что девяносто процентов заработка уходило на жилье, питание и бытовые нужды, отложить на билет удавалось совсем немного. А если при этом у тебя была еще и семья с детьми, то и вовсе нереально.

Нередки были ситуации, когда на билет до Америки собирали всей родней, чтобы отправить самого молодого и перспективного ее члена. А уж он должен был развернуться, заработать кучу денег и перевезти семью.

Тем не менее желающих купить путевку в новую жизнь все равно оказалось предостаточно. В свой первый рейс «Титаник» вышел с 908 членами команды и 1317 пассажирами на борту. И если первый класс был заполнен лишь наполовину, всего 324 человека против возможных 739, то самый дешевый, третий, был забит практически под завязку.

Компания White Star Line могла гордиться своим новым детищем. «Титаник» действительно восхищал и размерами, и мощью. Не зря же свое имя он получил в честь олимпийских богов-­титанов. Хотя постройка судна влетела компании в копеечку – по современным меркам составила почти 170 миллионов долларов.

Когда Джеймс Кэмерон озвучил сумму, необходимую ему для съемок, кто­-то из руководства иронично заметил: «Такое впечатление, что мы собираемся построить новый корабль». И оказался прав. Бюджет фильма в итоге составил 200 миллионов – чуть больше, чем у настоящего «Титаника».

Впрочем, Кэмерона эти траты заботили мало. Самый дорогой фильм в истории кинематографа? Ну и пусть. Дело не в деньгах, а в том, что Джеймс хотел поведать миру. А если этих паникеров так заботят расходы, то, ради бога, он готов отказаться от своей доли прибыли. Да что там! Вообще уйти из проекта! Студийных боссов настолько напугала перспектива начинать заново, что они пошли на попятную и больше не поднимали вопрос о тратах, предоставив Кэмерону полную свободу действий.

А у него и без этого хватало головной боли. Главной из проблем стали персонажи фильма. В сюжете непременно должны присутствовать исторические, реально существующие люди. Для этого Джеймс детально изучил данные о всех пассажирах, перелопатив тонны архивных свидетельств. Как бы ему хотелось рассказать о всех, о каждом, но тогда фильм растянулся бы на сотню часов. Пришлось удовлетвориться десятком ключевых персон.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Маргарет Молли Браун

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

С главными героями любовной линии тоже не складывалось. Пусть они были полностью выдуманными, но найти идеальных актеров никак не удавалось.

Особенно тяжело было с Роуз. Кэмерон представлял себе некое невинное и воздушное создание с внешностью Одри Хепберн. На роль пробовались Гвинет Пэлтроу, Вайнона Райдер, Клэр Дэйнс и многие другие. И никто из них не подошел под высокие требования Джеймса. «Не то, совершенно не то», – ворчал он себе под нос, просматривая километры пробных записей.

А затем пришло письмо от молодой, но подающей большие надежды английской актрисы Кейт Уинслет. Нахалка безапелляционно утверждала, что это роль ее мечты и она превосходно с ней справится. Незадача была в том, что ее внешность совершенно не соответствовала представлениям о Роуз. Кэмерон ответил вежливым отказом. Но потом последовало еще одно письмо. И еще, и еще. Кейт буквально засыпала режиссера записками с мольбами позволить ей попробовать. И он сдался, пригласив в Голливуд на пробы.

Игра Кейт оказалась поразительной. «Английская роза», юная и прекрасная, без тени фальши. Казалось, она не играет, а проживает жизнь своей героини. Тем не менее Кэмерон все равно сомневался, что Уинслет подходит.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

Однако девушка не собиралась отступать.

– Вы не понимаете! Я – Роуз! Только я, и никто другой. Зачем вам смотреть на кого­-то еще! – в запале выкрикивала она в телефонную трубку, когда ей удавалось дозвониться до Джеймса.

Для Кейт это стало навязчивой идеей. Ей так страстно хотелось получить роль, что она преследовала режиссера повсюду, а однажды даже прислала ему алую розу с короткой запиской: «От твоей Роуз».

Старания были вознаграждены. Главную роль она получила. В конце концов, Кэмерон и сам признавал, что она очень талантливая актриса. Хоть и чересчур настойчивая. Более того, Леонардо Ди Каприо попал в фильм только благодаря Уинслет. Их совместные пробы очень понравились Кейт, и теперь она бомбардировала Кэмерона заявлениями: «Он великолепен, взяли меня, возьмите и его. Мы будем идеальной парой».

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

Джеймсу снова пришлось уступить. Хотя мысленно он проклял тот день, когда связался с этой своенравной англичанкой. Впрочем, потом уже Кейт пришлось жалеть. Столкнувшись на съемках с жесткостью Кэмерона­­-режиссера, актриса в сердцах воскликнула: «Никогда больше не буду работать с этим ужасным человеком! Разве что мне предложат совсем баснословные деньги».

Одним из самых трудных моментов в создании фильма стала финальная сцена гибели «Титаника». До этого в художественных и документальных фильмах преимущественно показывали плавное и величественное затопление корабля, но Кэмерон стремился к максимальной достоверности. Поэтому через пару часов после столкновения с айсбергом корабль зарылся носом в воду, а затем – под тяжестью собственного веса – разломился надвое. Для пущей драматичности Джеймс заставил тонуть судно полчаса, в то время как настоящее погружение под воду произошло быстро.

Отчасти это стало причиной того, что спастись удалось только трети находящихся на борту. Лишь 712 человек, включая часть экипажа, выжили благодаря помощи «Карпатии», принявшей сигнал бедствия. Но одна из главных причин состояла в том, что на «Титанике» было катастрофически мало спасательных шлюпок. Компания посчитала, что болтающиеся по борту лодки портят прекрасный вид корабля, и вместо положенных шестидесяти четырех установила втрое меньше.

Когда стало ясно, что все­-таки пора покидать тонущий корабль, обслуживающий персонал перекрыл для пассажиров третьего класса доступы к палубам со шлюпками. Состоятельные же люди должны были отплыть первыми и с максимальным комфортом. В итоге многие лодки ушли незаполненными, а из «третьесортных» выжила лишь четверть.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

Но почему же «Титаник», который рекламировался как «непотопляемый», вообще затонул? Официальная версия гласила, что та сталь, из которой был сделан корабль, при низких температурах становилась удивительно хрупкой и, вместо того чтобы гнуться при столкновении с айсбергом, лопнула. А на заклепках, скрепляющих листы обшивки носовой части – на которую и пришелся удар, Harland and Wolff и вовсе сэкономили, сделав их из низкокачественного железа.

Впрочем, были и другие факторы. Стечение обстоятельств, роковое невезение?.. Или обычная человеческая расхлябанность, самоуверенность и жадность?

Состоятельным пассажирам ужасно хотелось похвастать, что они плывут на таком роскошном, самом большом корабле в мире. В то время это можно было сделать единственным способом – разослать всем друзьям и знакомым телеграммы с корабля. Радисты работали беспрерывно. За день они отправили более двухсот пятидесяти телеграмм. С работниками радиорубки расплачивались на месте, щедрых чаевых не жалели. И радисты предпочитали заниматься зарабатыванием денег, а не отслеживанием сообщений о возможных опасностях.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

Впрочем, даже без сообщений о дрейфующих льдах «Титаник» мог бы уклониться от удара, если бы у впередсмотрящих были… бинокли. Точнее, они были… заперты в шкафчике. А все потому, что ответственного за них ключника перевели на другое судно за несколько дней до рейса. Он банально забыл отдать ключ своему сменщику. Бедным матросам пришлось полагаться только на свои глаза, которые в условиях безлунной ночи оказались плохими помощниками.

Когда «Титаник» начал по­настоящему тонуть, команда не смогла подать сигнал бедствия: у них не оказалось символизирующих просьбу о помощи красных сигнальных ракет. Только обычные белые. Уверенность в том, что корабль могуч и надежен, была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить судно запасом аварийных ракет.

Все эти, на первый взгляд, мелочи оказались роковыми ошибками, сумевшими победить непотопляемого гиганта. Гибель «Титаника» породила массу слухов и предположений сразу после катастрофы. Помимо реалистичных версий, выдвигались и довольно безумные.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Постер к фильму «Гибель Титаника» 1958 года

Некоторые считали, что корабль был проклят еще на этапе строительства. А первым явным свидетельством того, что с судном не все ладно, стал тот факт, что при крещении и спуске «Титаника» на воду традиционная бутылка шампанского не разбилась, а отлетела от борта. Для всех моряков это очень и очень плохая примета.

При постройке судна погибло восемь человек, более двухсот были серьезно травмированы. Руководство относилось к работникам как к скоту, большинство пострадавших и семьи погибших не получили денежной компенсации.

В тот период оба Света переживали увлечение спиритуализмом. Столоверчением и сеансами общения интересовались толпы любопытствующих. Подобная грандиозная человеческая трагедия не могла не привлечь внимания специалистов по спиритизму. К родне многочисленных жертв примешивались и желающие знать причины катастрофы. Пропустить такой запрос от общества было невозможно. И неважно, был результат правдивым или нет.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Кадр из фильма «Титаник» 1953 года

Медиумы с уверенностью утверждали, что, когда говорили с духами погибших работников, те вели себя агрессивно, сыпля проклятиями в адрес равнодушного и жадного начальства. Но все равно гораздо больше общались с умершими при крушении «Титаника» родственниками. Неприкаянные души погибших часто сетовали:  «Если бы тот корабль не уплыл, мы были бы живы». Удивительно, но это подтверждали и выжившие. Многие из тех, кому повезло в катастрофе, говорили о таинственном судне, которое скрылось во тьме, не отреагировав на сигналы бедствия.

Вполне возможно, это не выдумка. В ночь крушения «Титаника» рядом находилось небольшое американское торгово­пассажирское судно «Калифорниэн». Корабль шел полупустым, так что посреди ночи большая часть команды спала. Включая радиста Сирила Эванса.

Сон его был спокойным, хотя за пару часов до этого мужчину распирало от злости. Он, в соответствии с правилами, исполнял прямые обязанности, информировал все находящие вблизи суда о ледяном массиве в этом регионе, а вместо этого получил раздраженный пинок от второго радиста «Титаника»: «Заткнись, ты мне мешаешь, забиваешь эфир».

– Ну и черт с тобой, – выругался Эванс, отключил радио и отбыл на боковую.

Только в четыре утра он узнал, что дежурные видели сигнальные огни, но не придали им значения. Включив радио, Сирил выяснил, что «Титаник» затонул. Увы, прибыв на место крушения, «Калифорниэн» нашел лишь обломки. Большинство подобрала «Карпатия». Но многие бедолаги не дождались помощи в ледяной воде.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм

В прочем, некоторые исследователи считали, что в ту гиб­лую ночь очевидцы видели не «Калифорниэн», а другой корабль – норвежский «Самсон». Большое и хорошо оснащенное промысловое судно возвращалось с удачной охоты на тюленей.

Капитан «Самсона» Хендрик Несс слыл человеком рисковым, успешным, но не слишком щепетильным, поэтому нередко забирался в чужие территориальные воды или значительно превышал допустимую законом норму добычи. Береговая охрана США его не любила. И это было взаимно.

Так что когда в кромешной тьме показались вспышки белых сигнальных ракет, Несс решил, что они напоролись на американский патруль, и приказал улепетывать на всех парах. Радиотелеграфа, чтобы принять сигналы бедствия, на судне не водилось, а аварийных ракет не оказалось у «Титаника».

Только по возвращении в порт Несс узнал, что, возможно, бежал с места кораблекрушения. Он собирался прийти с повинной, особенно после того, как капитана «Калифорниэн» обвинили в бездействии и едва не посадили в тюрьму, однако в последний момент передумал.

Страх за себя и свою команду, опасения, что их выгонят с флота и они потеряют средства к существованию, пересилили муки совести. В том, что «Самсон» был рядом с «Титаником», Хендрик признался только пятьдесят лет спустя, перед самой смертью. Не смог уйти в мир иной, не облегчив душу.

Но одной из самых загадочных историй, касающихся последних часов «Титаника», является то, что его гибель была предсказана задолго до произошедших событий. В 1898 году, за четырнадцать лет до катастрофы, мало­известный американский писатель Морган Робертсон издал повесть «Тщетность, или Гибель «Титана»».

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Кадр из сериала «Титаник: Кровь и сталь»

Это фантастическая история о крушении корабля-­гиганта, считавшегося непотопляемым. Во многих деталях она удивительным образом совпадает с реальными цифрами и событиями: название судна, технические характеристики, время, место гибели – апрельская полночь в Атлантическом океане – и основные причины катастрофы, большое количество жертв…

Творение начинающего фантаста после выхода не привлекло внимания ни критиков, ни читателей, но сразу после катастрофы какой­то ушлый журналист раскопал повесть. Она мгновенно стала популярной. Публика посчитала, что автор ни много ни мало экстрасенс, провидец!

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Кадр из фильма «Атлантик» 1929 года

Даже спустя десятилетия катастрофа «Титаника» приманивала конспирологов всех мастей. Были и такие, которые божились, что вместо него затонул его старший собрат – «Олимпик». Осенью 1911 года старшее судно получило серьезные повреждения в случайном столкновении с военным британским кораблем «Хоук», причем удар пришелся на носовую часть обшивки. Под давлением британского адмиралтейства страховая компания признала виновником команду «Олимпика» и отказалась выплатить судовладельцам компенсацию. White Star Line очутилась в ужасной ситуации: завершение постройки «Титаника» затягивается и требует все больше и больше финансовых вливаний, а приносящий основную прибыль «Олимпик» не может выйти в рейс из­-за аварии.

Решение было принято быстро: наскрести остатки денег, подлатать повреждения и выдать «Олимпик» за «Титаник». Благо конструкция обоих кораблей во многом похожа, различия в интерьерах несложно замаскировать, а что до небольшой разницы в размерах, так никто с рулеткой по палубе ползать не будет. «Олимпик» отправился в свой трагичный рейс вместо «Титаника», а последний был достроен и под именем «Олимпик» благополучно проплавал до 1935 года.

Какой бы красивой ни была эта версия, она не отменяет одного: количества жертв. Кораблекрушение унесло жизни полутора тысяч человек, а правду не узнает никто. Где­то там, в глубине океана, покоятся останки корабля и свидетельства чужих жизней, беспечных и полных надежд на будущее, – скромные узелки с нехитрыми пожитками и чемоданы с шелковым, впрочем, давно сгнившим бельем. Детские игрушки… Фарфоровые столовые сервизы и бутылки с выдержанным марочным вином.

титаник история крушение легенда ди каприо уинслет фильм
Памятник трагедии Титаника в Белфасте

После окончания съемок «Титаника» Кэмерон признался: «История этой катастрофы овеяна мифами и легендами. Так всегда было и будет. Если бы я захотел, то мог бы рассказать их все, но мой фильм – о людях, а не о теориях. Они – самое важное. Просто чтобы вы все знали. И они, пассажиры «Титаника», – тоже».


Впервые опубликовано в журнале «Караван историй» (март 2017)

Смотрите также:

Леонардо Ди Каприо: долгая дорога к «Оскару»

Лучшие вечерние платья Кейт Уинслет за последние 20 лет

Эмма Томпсон: главная британская актриса своего поколения