Оргии, бои гладиаторов и рев толпы. Как выглядит самый масштабный балет Национальной оперы

В Национальной опере Украины уже стало доброй традицией заканчивать сезон премьерой. Не стал исключением и юбилейный 150-й театральный сезон. Почти под его занавес, 20 июня, состоялась амбициозная премьера — балет «Юлий Цезарь».

Присоединяйтесь к нам в FacebookTwitterInstagram — и всегда будьте в курсе самых интересных новостей шоубиза и материалов журнала «Караван историй»

Новый балет — самая масштабная постановка Национальной оперы: в нем задействована практически вся балетная труппа театра.

«Большой репертуарный театр должен соответствовать своему статусу и создавать большие работы. Могут быть камерные спектакли, но все же, надо стремиться задействовать всю труппу по максимуму», — считает балетмейстер-постановщик Анико Рехвиашвили.

Постановщики оказались фактически первооткрывателями – ведь для «Юлия Цезаря» была использована не балетная музыка (три симфонии и сюита Отторино Респиги). Танцоры, чтобы лучше понять своих персонажей, сели за изучение истории.

Анико Рехвиашвили взялась лично за написание либретто для балета и описывает его стиль как балетный импрессионизм.

«Тема Цезаря и Древнего Рима для искусства не нова, — рассказала Рехвиашвили. — Но наш балет – это несколько другой исторический и психологический подход, импрессионизм. Взявшись за тему, мы начали изучать музыку Респиги и саму эпоху Цезаря. На сбор и изучение материала ушло пять месяцев. Я — дочь историка, потому знала, что, где и как искать. Нужно было понять, как трилогия Респиги о разных временных промежутках и разных объектах может соединиться, и в какой личности. Сначала я выбрала Гая Мария. (Древнеримский полководец и политический деятель, который был мужем тетки Цезаря). Это мощный, хотя и негативный образ. Он являлся для меня воплощением кровавого Рима. Но постепенно подход менялся. И так возникла фигура Цезаря».

Двухактный спектакль содержит огромный пласт античной культуры и традиций.

«Они считали себя богоподобными. Такая себе коллективная идеология обладания миром по праву самых умных и сильнейших. Эпоха абсолютно несовместимых вещей: невероятной жестокости и высокоразвитой культуры общества, – говорит Рехвиашвили. – «Юлий Цезарь» – это история о власти. А именно – о Римском триумвирате: Цезарь, Помпей, Красс…  И о любви. Но здесь мы обошли  достаточно заезженную тему Клеопатры. Намного больше нас заинтересовала Кальпурния, жена Цезаря, на руках которой он, заколотый заговорщиками, и умер. Зрители полностью погрузятся в атмосферу роскоши и колоссальных замыслов, «услышат» рев толпы в Circus Maximus, увидят и боевые танцы, и оргии, и бои гладиаторов – все, что характеризует то время во всей его помпезности».

Отдельно нужно отметить художника-постановщика Станислава Петровского и художника по костюмам Наталью Кучерю, которые за полгода проделали гигантскую работу. Так, для спектакля было создано 140 костюмов. А над масштабными декорациями два месяца работали 13 человек бригады художественного комбината театра.

Главные партии на первом премьерном показе 20 июня исполнили Никита Сухоруков (Гай Юлий Цезарь), Татьяна Лёзова (Кальпурния), Виталий Нетруненко (Гней Помпей Великий), Алексей Потемкин (Марк Лициний Красс), Елизавета Гогидзе (Кифридия).

Главные партии на втором премьерном показе 26 июня исполняют: Станислав Ольшанский (Гай Юлий Цезарь), Анастасия Шевченко (Кальпурния), Ярослав Ткачук (Гней Помпей Великий), Александр Шаповал (Марк Лициний Красс), Ольга Кифьяк (Кифридия).

Смотрите также:

Последняя неделя 150-го сезона Национальной оперы: Джон Малкович, Тоска, Моцарт и Сальери

Катерина Кухар о новом партнере-итальянце, сумасшествии и смерти в балете «Жизель»

Екатерина Кухар сменила четыре кутюрных наряда в балете «Лісова пісня»