В этот день, 16 сентября, 1924 года родилась Лорен Бэколл, одна из самых эффектных актрис Золотого века Голливуда.


«Держу пари, когда я сыграю в ящик, в некрологах запричитают: «Скончалась последняя легенда Голливуда, партнерша Гари Купера, Кирка Дугласа и других мегазвезд, жена главного идола американского кино Хамфри Богарта, подруга четырежды оскароносной Кэтрин Хепберн…» Разве не так?» – сардонически улыбнулась Лорен Бэколл и, лихо щелкнув по сигарете, стряхнула пепел в кофейную чашку.

Ну вот, вы опять за свое, – нахмурился Дэвид. – Лучше бы курили поменьше. Это же так вредит здоровью!

– Ну, разворчалась, дуэнья! Да будет тебе известно, одно из немногих преимуществ 85­летия в том, что ты можешь курить сколько и когда захочешь, – со смешком возразила Лорен и сделала очередную затяжку.

Любому другому критику эта не по возрасту острая на язык женщина дала бы резкий ответ. Но этот молодой человек, посланный ей судьбой на склоне лет, вызывал самые теплые материнские чувства. Лорен никогда не забыть день их знакомства…
Получив премию за выдающиеся заслуги в кине­матографе, Лорен Бэколл сказала себе: все, гуд­бай, Голливуд! Нет, она не собиралась отрешиться от мира. Просто киностудии закрывались, и ролей оставалось все меньше. К тому же накануне шестидесятилетия Лорен вдруг начала ощущать, что старость не за горами. И хотя эта мерзкая старушонка ее не пугала, акт­рисе хотелось насладиться уходящей красотой и как следует выгулять элегантные туалеты, томившиеся в гардеробной.

circa 1945: American screen star Lauren Bacall wearing a summer suit in a bold floral print Restricted to editorial use related to the film or the individuals involved (producers, directors, authors, actors, etc.)

 И она приступила к выполнению плана. Появлялась на показах в расклешенных брюках и платьях в стиле сафари от гениального Ив Сен­Лорана, с которым была очень дружна («икона стиля!» – слышался вокруг восторженный шепот); щебетала с Пьером Карденом; встречалась со своими детьми и друзьями; ходила на концерты. При этом она с удовольствием играла на сцене и дважды получила главную театральную премию «Тони».

 

Однако прошло семь лет – и Лорен поняла, что ужасно соскучилась по кино. И сразу фильм последовал за фильмом. В семьдесят три «легендарная Бэколл» сыграла мать героини Барбры Стрейзанд в картине «У зеркала два лица». Сыграла в лучших традициях золотого века Голливуда, где она была королевой. И Барбра – главная героиня и режиссер фильма – заговорила о номинации Бэколл на «Оскар».
Такой прогноз сильно смутил актрису. Она более полувека проработала с самыми прославленными голливудскими звездами и режиссерами, но ни разу не выдвигалась на такую престижную премию. Когда же выяснилось, что ее номинируют еще на «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров, актриса потеряла покой…

На церемонии вручения «театрального Оскара» Tony Awards в 2001 году

Накануне церемонии «Оскар» в Лос­Анд­желесе стояла жара. А Лорен, в ее «нежном» возрасте, приходилось давать бесконечные интервью и посещать массу мероприятий. На один ужин она явилась с целой свитой: сыновья с женами, дочь с мужем, закадычный приятель Кирк Дуглас с супругой, друзья из Нью­Йорка… Сидевший рядом с ними Кевин Спейси весь вечер произносил тосты в честь Лорен, заверяя, что «Оскар» достанется именно ей. «Ты заслужила это, твое время пришло!» – вторили Кевину близкие Лорен. И все же волнение не покидало актрису.

По дороге до места проведения церемонии она вся истерзалась: выдержат ли жару укладка и макияж? Не будет ли она от волнения выглядеть полной дурой? А главное – достанется ли ей золотая статуэтка? Не успела Бэколл выйти из авто, как вокруг защелкали камеры, заорали фанаты, а репортеры едва не сбили легендарную актрису с ног. «Как вы узнали о номинации?» «Что ощутили?» Задавая одинаковые и подчас глупейшие вопросы, они озирались по сторонам. И если из авто выходила современная мегазвезда, тут же показывали спину Лорен.

Эта пытка отнимала последние силы. «То­то шум поднимется, если я сейчас хлопнусь в обморок прямо на красной дорожке», – мрачно пошутила про себя актриса. И в этот момент рядом послышалось:

– Простите, мисс Бэколл, могу я предложить вам прохладной воды?
Это говорил парень лет двадцати пяти, держа в правой руке камеру, а в левой – бутылочку Voss. В другое время Бэколл живо бы отшила папарацци. Но этот мальчик был так мил и так смущен собственной смелостью, что она ответила: «Благодарю!» – и протянула руку.

Вода успокоила ненадолго. Сидя в зале, Лорен из последних сил делала вид, что вся эта суета вокруг «Оскара» ее забавляет. Хотя роль пресыщенной звезды давалась с трудом. И вот Кевин Спейси объявил номинацию «Лучшая актриса второго плана», глянул на Бэколл, улыбнулся – и открыл конверт. Сердце Лорен заколотилось так, что она снова испугалась, как бы не грохнуться в обморок. И когда прозвучало: «Победительницей становится Жюльет Бинош!», на самом деле едва не лишилась чувств.

В 1946 году / Getty Images

Выйдя из зала, она снова увидела парня с камерой. Он казался ужасно расстроенным и все же решительно устремился к ней.

– Мисс Бэколл, пожалуйста, дайте мне автограф, – попросил он и протянул большой лист. Лорен его перевернула – и увидела, что это ее фотография. На снимке она смеялась, задорно запрокинув голову.
– Откуда у вас это прекрасное фото? – удивилась она.
– Я сделал его сам, – словно извиняясь, признался юноша. – У меня много и других ваших снимков. Я их собираю…