Кто главный в вашей семье?

Конечно, муж. Мне кажется, что это правильно. И я замечательно живу за его спиной. Могу говорить, что я такая молодец, чего-то добилась, но при первой проблеме с радостью бегу: «Вадик!» Кайфую от этого, не хочу быть главой семьи.

Муж для меня первый, самый главный и всегда победитель. Не только в спорте, но и в жизни. Сейчас он президент Федерации фехтования Украины. День Вадима начинается и заканчивается спортом. Бесконечные звонки тренеров по телефону, консультации, вопросы… Мой суп­руг – электронная машина, он все помнит без блокнота. Восхищаюсь и горжусь им!

Вообще главное в семье – уважение друг к другу. Даже не любовь. Любовь, мне кажется, с прожитыми годами трансформируется в родственное отношение, будто тебя уже кровью привязали. Но если между супругами есть уважение, то семья не распадется. Еще важно расти и развиваться вместе, и если этого хочется обоим партнерам, то им повезло.

Вы нашли свой особенный подход и к воспитанию детей?

Я пытаюсь воспитывать детей, как меня мои родители. Что не всегда получается. Бывает, могу накричать, если меня что-то раздражает, а так нельзя делать. Сейчас пробую другую стратегию – стараюсь говорить Марку о том, что именно меня огорчает.

Объясняю: «Я тебя люблю в любом случае, но это мне не нравится». Нужно больше разговоров, не запретов, а живого общения. Если на ребенка орут, ставят его в какие-то рамки, то он захочет пойти против системы.

Мой подход к сыну и дочке, наверное, отличается. Элька была первой, была гимнасткой – мне хотелось результата. Я строго требовала подъемов, растяжек, тренировок. С сыном поняла: возможно, и не нужно столько спорта. Возможно, нужно больше скидок на возраст. Но тут мне Вадик не дает делать поблажки, потому что Марк должен быть мужчиной – сильным, крепким и жестким.

2017 г.

Спортивным воспитанием сына больше занимается папа: у них зарядки, шахматы и вечные споры, сколько подходов сделал. А моя задача – обнять, поцеловать, приласкать.

А вообще, конечно, воспитывать детей – это сложно. Никогда не знаешь, где золотая середина и нужна ли она сейчас. Наш сын занимается дзюдо по инициативе папы, хотя сам категорически не хочет этого делать.

Дочка раньше с утра до ночи посвящала себя гимнастике. У нее с пяти лет были достаточно серьезные тренировки. Сначала по три часа, а перед соревнованиями – даже по восемь. Больше ничего, кроме английского, она не успевала. Сейчас Элька категорически против гимнастики, при этом дважды была чемпионкой Украины.

И я понимаю, что в гимнастике для нее уже все двери закрыты, она очень поправилась – весит больше, чем я, хотя говорит, что в классе одна из самых худых. Ее достижения в спорте уже зарыли… Я понимаю, отчасти из-за моей строгости… Уже пусть занимается тем, чем хочет.