Все, что я описывал в «99 франках», сейчас в миллион раз хуже. Ситуация плачевная. Люди сходят с ума, жертвуют самыми драгоценными интимными моментами, которые у них есть в личной жизни, ради социальных сетей. Они продают себя Марку Цукербергу в «Инстаграм». Люди отдают свои секреты ради нескольких лайков. Я этого не понимаю. Меня нет в социальных сетях. Нигде. Ни в одной из них.

С первой женой Дианой де Мак Магон, 1990 гг.

Именно на рекламе лежит ответственность за конец света. Это ужасная правда. В Индии, Китае, Африке хотят выглядеть так, как в рекламе Гуччи. Это началось в Америке и Западной Европе, потом у вас, в Украине, когда закончился коммунизм. Теперь пришло время Индии, Китая, Африки. Мир теряет свое лицо, он становится безликим, и все – конец света.

Я не оптимист. В новостях мы видим, что люди разрушают планету ради собственного комфорта. Реклама убивает Землю. Мы уничтожаем природу. Меня называют голосом поколения? Я не знаю, так ли это. В книгах я просто рассказываю, что чувствую, что мне доставляет удовольствие. Апокалипсис близко, поэтому мы должны жить. Грядет очень мрачное и ужасное будущее, так что нужно наслаждаться каж­дой минутой.

Windows on the world

В 2002 году я писал «Окна в мир» каждый день, сидя в парижском ресторане на последнем этаже башни Монпарнас. Я плакал, когда работал. Старался понять чувства людей, которые 11 сентября 2001 года завтракали в ресторане Windows On The World и видели, что на них летит самолет. Это ночной кошмар, жуткая ловушка, в которую они попали без шанса выжить. Когда стоэтажное здание расшатывается, нельзя стоять на ногах, все заполнено дымом, ты не можешь дышать.

Книги Фредерика Бербедера

«Окна в мир» – это ресторан, который находился на сто седьмом этаже Северной башни в Нью-Йорке. Я посещал как-то это место и был в новом Freedom Tower – небоскребе, который построили на месте разрушенного. Там сейчас такой же огромный бар на последнем этаже – с невероятным видом. Когда я начинал писать «Окна в мир», то пытался воссоздать место, которое было уничтожено. Написание этой книги – самая ужасная и болезненная работа в моей жизни. В каждом романе я пытаюсь быть забавным, а в этом мне нужно было показать трагедию. Некоторые трагедии заслуживают уважения.