1 февраля 2021 года исполняется 120 лет со дня рождения Кларка Гейбла. Он был одним из самых популярных актеров Америки на протяжении 30 лет своей карьеры. Его обожали женщины, а мужчины пытались подражать ему.

В 1937 году, когда был объявлен публичный кастинг на роль Ретта Батлера в исторической киноэпопеи «Унесенные ветром», за Кларка Гейбла проголосовали 95% зрителей. В том же году, по результатам народного опроса, он был провозглашен «королем Голливуда».

Кларк Гейбл был удивлен своей популярностью. Он не считал себя великим актером, просто актерство для него было единственным возможным способом жизни. Успеху он обязан своим самым близким женщинам, чья самоотверженная любовь привела его на вершину славы в Голливуде.

Любимая мачеха

Кларк родился в простой, небогатой семье. Мать умерла когда ребенку не было еще и года. Но мальчика окружили любовью и вниманием близкие люди. В два года у него появилась мачеха Дженни, добрая образованная женщина. Она сделала его детство приятным воспоминанием на всю жизнь. Дженни воспитывала пасынка аккуратным, чистоплотным мальчиком, прививала ему любовь к музыке и литературе.


Юный Кларк с мачехой

В Кларке чудесным образом соединялись миловидность и сила, большой рост и стеснительность. Он был прилежным учеником, имел высокие баллы по всем предметам. Кларк был членом городской команды по бейсболу, играл в городском оркестре, но больше всего любил школьный театр.

Счастливое детство закончилось, когда отец решил, что пора сына готовить к взрослой жизни. Он продал их прекрасный двухэтажный дом в Хопдейле на Черч-стрит и купил ферму в Пальмире. Кларк ненавидел грязную тяжелую работу, из-за которой его отец вынужден был работать вдали от семьи. Фермерство было для подростка скучным и тягостным занятием. Он страдал без друзей.

Все изменилось, когда парень травмировался, и местный доктор, выхаживая его, много рассказывал о медицине. Кларк загорелся идеей стать стоматологом. Он решил заканчивать школу при медицинском университете и работать на шинном заводе в Акроне. Отец, суровый нефтяник, был против, но любимая мачеха поддержала пасынка. «Если мы не в силах дать мальчику достойное образование, то должны хотябы дать ему право самому выбрать дорогу в жизни», — сказала она.

Кларка угнетала однообразная работа на заводе, но очень радовала самостоятельная жизнь в большом городе. Он с удовольствием посещал подготовительную медицинскую школу, пока случайно не попал в местный театр. Первый раз он видел настоящий спектакль. Это было как из его детских фантазий, то, чего он больше всего желал.

Кларк Гейбл в 20-х

С этого дня он забросил школу и стал вечерами бесплатно работать в театре за чаевые и возможность иногда выходить на сцену. Театр стал для него родным домом. Он спал за сценой, мылся в театральных туалетах. Кларк был счастлив, когда удавалось работать в массовке или ездить на гастроли помощником режиссера.

Смерть мачехи изменила его планы. Гейбл не мог оставить отца в горе и согласился помочь ему на буровых в Оклахоме. Нефтяной промысел был не интересен для Кларка. Он нашел недалеко передвижной театр и все свое свободное время пропадал там. Через год Кларк вместе с театром отправился гастролировать через всю страну на западное побережье.

Отец был против, и у них возник серьезный конфликт. Тогда впервые Кларк сформулировала свой жизненый принцип — если ситуация ему не нравится, то она не для него. На долгие 10 лет отец и сын потеряли связь.

Его богиня Джозефина

Кларку нравилось кочевать с театром по Америке, устраивая представления в небольших посёлках. Он был грузчиком, извозчиком и актером. Но дохода от спектаклей не было, и труппа вскоре разбежалась.

Без денег, на крыше вагона он добрался до Орегона и нанялся на первую попавшую работу лесорубом. Через несколько месяцев заработав денег он отправился в Портленд, где набирали группы актеров развлекать публику на параходах.

Кларк Гейбл
Кларк Гейбл

В одной из групп ему понравилась начинающая талантливая актриса Франц Дорфлер. Он долго и красиво ухаживал за ней пока не добился взаимности. У Кларка было много девушек, начиная со школы, но это была первая взрослая любовь. Они решили пожениться. Бедный Кларк без постоянной работы, не мог понравиться родителям невесты. Они запретили ей даже думать о нем.

Кларк безуспешно пытался найти работу актера, поэтому брался за любую другую — от продавца до телефониста. Франц послушала родителей и передумала выходить замуж. Она устроилась актрисой в театр и уехала на гастроли. Для Кларка это был сильный удар. Первый раз он серьезно задумался, как ему стать настоящим актером. Он верил в свой талант. Когда увидел объявление о курсах актерского мастерства, то понял, что это его судьба.

Руководительница курсов, немолодая женщина с добрыми глаза и приятным голосом очень внимательно слушала откровения незнакомого парня. Она согласилась помочь ему с условием, что он забудет все то, что до этого узнал о театре и будет слушать только ее. С этого дня у Кларка началась новая жизнь. Он с радостью работал, чтобы оплачивать свои театральные курсы.

Его наставница Джозефина Диллон была необыкновенной женщиной. Она родилась в семье окружного прокурора. Одна из немногих женщин получила образование в Стенфордском университете. Была успешной актрисой театра на Бродвее в Нью-Йорке. Чтобы стать звездой, ей не хватало харизмы, поэтому Джозефина решила стать учителем для начинающих актеров.

Джозефин Диллон

После педагогического обучения в Европе она открыла театральную студию в Портленде. Среди всех учеников Кларк выделялся трудолюбием и упорством, поэтому все свое внимание она сосредоточила на нем. Джозефина видела в парне ту звездную силу, которой так не хватало ей самой.

Кларк был для нее пластичной глиной, из которой она лепила свой идеал. Джозефина научила его правильно говорить и двигаться, понизила ему тембр голоса. С ней он освоил все тайны драматического искусства. Она для Кларка была богиней, которая заново создавала его.

Джозефина первой назвала его королем Голливуда. После года занятий она предложила Кларку пробовать актерскую карьеру в Голливуде. Парню, который кроме небольших сцен ничего не видел, было страшно даже думать об этом. Он согласился при условии, что она будет рядом и предложил стать его женой.

Джозефина была старше его на 17 лет, и брак с Кларком означал для нее разрыв социальных и семейных связей. Но ее уверенность в звёздной судьбе Кларка была настолько велика, что она не раздумывая согласилась.

кларк гейбл в молодости
Кларк Гейбл в молодости

Они сняли небольшое жилье недалеко от Голливуда. Кларк все время проводил на кастингах. Целий год он пытался получить роль, но кроме массовок за гроши, ничего не удавалось. Джозефина все заработанные на учениках деньги тратила только на мужа: на хорошее питание, приличную одежду и посещение кинотеатров.

Она знакомила его с режиссерами, актерами, помогла с работой в театрах Лос-Анджелеса. Но никто из ее знакомых не видел в нем талантливого актера, а только смазливого молодого мужчину.

Она убеждает Кларка подписать сезонный контракт с техасским театром на второстепенные роли, где легче добиться успеха. После он может смело осваивать бродвейскую сцену в Нью-Йорке и только потом пробовать Голливуд.

За два года Кларк хорошо изучил жестокие правила шоу-бизнеса. Джозефина сделала больше, чем могла. Теперь он должен сам пробивать дорогу на сцену. За месяц работы в техасском театре он стал ведущим актером. У него появились первые поклонники и новые наставники.

Джозефина полностью преобразила Кларка

Джозефина радовалась успехам мужа, но ее тревожило, что он не зовет ее к себе. Кларк недоволен был ее неожиданным приездом и вмешательством в его репетиции. Конфликт был насколько серьезным, что он попросил ее о разводе. Ошеломленная Джозефина уехала в Нью-Йорк готовить для Кларка новый контракт. На прощание посоветовала ему постараться стать очень хорошим актером, потому что настоящим мужчиной он так и не стал.

Работа в Хьюстоне подходила к концу. Кларк колебался: пробовать силы на Бродвее, как говорила Джозефина, или вернуться в Голливуд. Он получил приглашение от знаменитой Полин Фредерик из Сан-Франциско принять участие в постановке «Мадам Икс». Общение с гламурной Полин в ее богемном мире навсегда изменили Кларка. Он стал циничней. В его улыбке заиграла ирония. Он перестал слишком серьезно относиться к актерству, к себе и даже к жизни в целом.

кларк гейбл в молодости

Полин познакомила Кларка со своим чудо-стоматологом и посоветовала, если он хочет быть успешным, никогда не экономить на лучезарной улыбке и красивых зубах. Расставаясь, она рекомендовала ему послушать Джозефину и отправляться в Нью-Йорк.

Его леди Рия

Стараниями Джозефины Бродвей ждал Гейбла. Ему дали главную роль в нашумевшем спектакле «Machinal», где он мог раскрыть свой настоящий талант. После успешной премьеры им заинтересовалась театралка и богатая вдова Мария Франклин. Он наслаждался вниманием и заботой светской львицы, которую любовно называл Рией. Она открыла перед ним все двери высшего общества Нью-Йорка.

Это время совпало с началом Великой депрессии в Америке. Зритель нищал и уходил из театров. Кларк снова остался без работы, но благодаря Рие он успешно продолжал играть роль джентельмена в высшем обществе. Она помогла ему освоить все тонкости манер светского льва.

Кларк Гейбл в 30-х

Они готовы были пожениться. Кларк попросил Джозефину дать ему быстрый развод. Женщина давно смирилась с потерей мужа, но ее угнетало, что Кларк забыл о своей мечте, для которой она потратила столько лет свой жизни. Зная переменчивый нрав Гейбла, она согласилась на долгий развод в Лос-Анджелесе.

Чтобы жить одной семьей, Кларку и Рие пришлось оформить фиктивный брак. Через год пришло известие о разводе одновременно с приглашением Гейбла в театр Лос-Анджелеса на главную роль в спектакле «Последняя миля». Кларку льстило предложение, но ради Рии он готов был отказаться от актерства.

Проницательная женщина не хотела, чтоб молодой муж мог упрекнуть ее в своей несостоявшейся карьере, поэтому настояла, чтобы Кларк принял приглашение. Она была уверена, что при экономическом кризисе никакой перспективы в театрах у него нет, и вскоре ему все равно придется вернуться к ней в Нью-Йорк.

Кларк Гейбл появился в Лос-Анджелесе дорого одетый, уверенный в себе, с ослепительной ироничной улыбкой и мерцающими серебром глазами. Он поразил всех, кто знали его раньше, так, что они не отваживались подойти заговорить с ним.

Кларк Гейбл

После премьеры спектакля «Последняя миля», публика и пресса восторженно отзывалась об игре актера. Кларк неожиданно добавил образу «Киллера» Мирса социальной остроты. Агенты Голливуда, которые в театрах искали таланты для своих студий, в тот же день предложили Гейблу пройти кастинг на несколько ролей. Но Кларк не соглашался и спешил вернуться в Нью-Йорк.

Однако старый знакомый Лайонел Берримор все же уговорил его пройти пробы на Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Все пробы не понравились руководителям студий, но очень понравились женскому персоналу. Им надоели слащавые голливудские красавцы, а мужественный образ Гейбла вызывал восторг. Они собирались группами и обсуждали, как не упустить такого привлекательного актера.

Одной из самых успешных агенток Голливуда було поручено быстро найти для него роль. Она предложила Кларку подписать с ней контркт, пообещав, что через день у него будет работа. Гейбл принял это за шутку и был удивлен, когда уже через три дня его утвердили на роль ковбойя в «Раскрашенной пустыне». Через несколько дней он получил ещё две небольшие роли. Агент Кларка уговорила ведущего продюсера MGM Ирвинга Тальберга заключить временный контракт с Кларком, предрекая ему большое будущее.

Секс-символ немого кино Джоан Кроуфорд была первой звездой, которую очаровал Гейбл. Она настояла, чтобы ему дали роль главаря гангстеров в фильме «Танцуйте дураки, танцуйте», где она играла главную роль.

После первых же незначительных появлений Кларка в кино на студию посыпались тысячи писем с вопросами, кто этот замечательный актер, и почему его мало снимают. Руководство студии было в замешательстве — они даже не понимали, о ком речь, и только Тальберг ликовал.

Слава о необыкновенном актере Кларке Гейбле дошла до Рии в Нью-Йорк. Она была обеспокоена, понимая что Кларк сделал выбор в пользу Голливуда, и если ничего не предпринять, она его потеряет.

Гейбл был взбешен, когда увидел Рию на съёмочной площадке. Он просил ее вернуться в Нью-Йорк, потому что у него не было времени уделить ей должное внимание. Зная упрямый характер Кларка, Рия пошла к руководству студии и рыдая заявила, что если они не заставят Кларка на ней жениться, то она расскажет прессе о недостойном поведении их восходящей звёзды. Ей пытались объяснить, что актер не подходит для семейной жизни с леди, но она была категорична.

Кларк гейбл и грета гарбо
Грета Гарбо и Кларк Гейбл в фильме «Сюзан Ленокс: ее падение и возвышение»

Кларку пришлось жениться из-за угрозы разрыва контракта. Он был зол на жену и почти с ней не общался. Терпеливая Рия стойко переносила холодность мужа, который был моложе нее на 17 лет. Новая миссис Гейбл считала, что только она может сделать его счастливым, и со временем он это оценит.

После премьеры фильма «Свободная душа», где Гейбл играл жестокого ганстера Эйса Уилфонга, преследовавшего героиню Нормы Ширер, зрительская симпатия была полностью на его стороне. Без рекламной раскрутки, играя второстепенные роли, в основном негативных персонажей, он становился самым любимым и популярным актером.

Глава MGM Луис Майер возмущался, что у него работает «самый красивый мужчина, какого могла создать природа», очевидно, имея в виду актера Роберта Тайлора, а «зритель требует лопоухого Гейбла».

Звёзды первой величины становились в очередь, чтобы иметь возможность заполучить актера в свой фильм. Кларк редко появлялся дома. Жена знала о всех его интрижках с партнёршами и о сумасшедшем романе с Джоан Кроуфорд на сьемках фильма «Одержимая», но относила это к издержкам его профессии.

Кларк Гейбл Джоан Кроуфорд
Кларк Гейбл и Джоан Кроуфорд в фильме «Одержимая»

Когда муж Кроуфорд публично обвинил Гейбла, пригрозив через суд призвать его к ответу, Рия с детьми уехала в Нью-Йорк. Этот скандал мог взорвать Голливуд. Руководители MGM под угрозой увольнения отправили Кроуфорд с мужем в кругосветное путешествие, а Гейбла заставили наладить отношения с женой.

Кларк был напуган ситуацией и попросил Рию вернуться, уверяя, что кроме нее ему никто не нужен. Они простили друг друга, переехали в большой красивый дом. Теперь Кларк открыл перед Рией все двери Голливуда, как когда-то она открыла перед ним все двери Нью-Йорка. Они стали часто появляться в свете, их считали одной из самых красивых пар Голливуда.

Кларк Гейбл жена Рия
Кларк и Рия в 1934 году

Гейбл называл Рию идеальной женой. Она давала ему необходимую свободу, не вмешивалась в его жизнь, но была в курсе всех событий и, если нужно, давала дельные советы. Рия обеспечивала ему здоровую еду и безукоризненную одежду. Он ценил расчетливость и прагматизм жены, советывался с ней во всех серьёзных делах, а свои романтические отношения с партнершами по фильмам не выпускал дальше студийных стен.

Самые нежные чувства у Кларка были к Джин Харлоу, но они никогда не строили общих планов, уважая Рию. После выхода фильма «Красная пыль», Гейбл стал настоящей звездой. Жена была недовольна, что Кларк работал без отдыха, похудел и выглядел уставшим, потому убедила его избирательно подходить к работе, брать только те роли, которые подходили бы его образу. Кларк уже не хотел быть фольгой для других звезд.

Джин Харлоу и Кларк Гейбл в фильме «Красная пыль»

Но когда Кларк попытался отказаться от роли бродвейского продюсера Патча Галлахера в фильме «Танцующая леди», это привело к конфликту с руководством, на стороне которого были пункты контракта, по которым он не имеет права выбора. Напряженные отношения со студией усугубили состояние здоровья актера. Он попал в больницу. Несколько месяцев Рия выхаживала мужа, и когда он оправился, убедила Кларка больше не подписывать контракты со студиями, а стать свободным актером.

Босы MGM считали, что Гейбл умышленно саботирует съемки фильма и решили напомнить строптивой звезде его место. Они отказались заменить Кларка и все убытки от задержки производства картины взыскали с его гонорара. Для усиления наказания Кларку перестали давать роли, а чтоб не терять при этом деньги, сдали его в аренду небольшой студии.

Гейбл был зол на весь мир, когда появился в Columbia Pictures. Но дружелюбная обстановка и прекрасный сценарий комедии «Это случилось однажды ночью» оживили актера. Это был первый фильм, где режисер позволил Кларку играть самого себя.

Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер в фильме «Это случилось однажды ночью»

Картина была лёгкой, веселой и получила хорошие отзывы публики и прессы. За свою роль Гейбл был номинирован на «Оскар». Сразу после съёмок они с Рией отправились в  рекламный тур по стране, это была их общая победа.

Гейбл вернулся в MGM звездой первой величины. Для него подбирали сценари, режиссеров, операторов и актеров. Чтобы иметь контроль над своей самой важной звездой руководство студии старалось оградить его от влияния жены, которя настаивала, чтобы он не перезаключал с ними контракт. Его окружили самыми красивыми женщинами Голливуда.

Кларк Гейбл и его Блондинки из фильма «Восторг идиота»

Но Гейбл знал цену своей Рие и дальше постельных развлечений, отношения с красавицам не заходили. В фильме «После работы» он играл новостного редактора Джима Брэнча, который, используя героиню Констанс Бенетт, расследовал таинственное убийство.

Кларк Гейбл, 1936 год

Во время съёмок актриса пыталась флиртовать с Гейблом, но он ее полностью игнорировал. Кларк помнил, как презрительно Бенетт смотрела на него, начинающего актера в фильме «Самый простой способ». Тогда он попросил других актеров ударить его, если он станет таким, как она.

Кларк любил свою семью. Теперь он мог позволить себе баловать их дорогими подарками. Падчерице и пасынку купил две одинаковые машины, а жене — шубы и дорогие украшения. Вернувшись со съемок фильма «Зов предков», Кларк взволновано попросил Рию о разводе. Он объяснил, что оказался в затруднительной ситуации — его портнерша по фильму Лоретта Янг заявила, что беременна от него и собирается рожать. Он не верил в это, но хотел оградить Рию с детьми от неприятностей.

Кларк Гейбл и Лоретта Янг в фильме «Зов предков»

Ситуация осложнялась тем, что на осень была назначена свадьба дочери Рии, и развод мог испортить репутацию семьи. Рия успокоила мужа, попросила не предпринимать никаких действий — она сама все выяснит и объявит о разводе в нужное время.

Пока Кларк был на сьемках фильма «Мятеж на Баунти», Рия пыталась связаться с Лореттой Янг и выяснить ее намереня, но это оказалось невозможным: актриса уехала в неизвестном направлении. Такая секретность казалась ей очень подозрительной, она предполагала, что это все подстроено, чтобы развести их с мужем.

После свадьбы дочери, где Кларк в качестве отца вел падчерицу к алтарю, Рия решила не рисковать и публично обьявить об их разделении. Эту новость Кларк узнал из газет, когда был в турне по Южной Америке, и сильно опечалился.

Вернувшись домой, он переехал в гостиницу. Супруги пришли к согласию по финансовому урегулированию. Рия сама решила оформлять развод, а Кларк до этого обязался выплачивать ей половину своего дохода.

Его завоевательница Кэрол

Студия стала для Кларка домом. Часто по выходным он бывал у Рии. Кларк любил проводить время с пасынком. Когда Рия наблюдала за ними, думала, что не стоит спешить с разводом. После прояснения ситуации Кларк сможет вернуться домой навсегда, верила она.

Так могло бы и быть. Но как только Рия публично объявила о разводе, другая женщина, прочитав газету, сказала находившимся рядом друзьям, что теперь Гейбл ее. Это была любимица Голливуда, королева вечеринок, одна из самых высокооплачиваемых звезд Америки в то врремя — Кэрол Ломбард.

Кэрол и Кларк в фильме «Трудный мужчина»

Они давно знали друг друга. Четыре года назад Кларк и Кэрол вместе снимались в картине «Трудный мужчина». Она его считала простаком, а он ее — взбалмошной грубиянкой, что не мешало им все эти годы поддерживать дружеские отношения.

В 1933-м ей одновременно предложили два сценария «Это случилось однажды ночью» и «Двадцатое столетие». Она отказалась от первого, считая женскую роль глупой и неестественной. В итоге «Это случилось однажды ночью» получил пять «Оскаров», в том числе Кларк Гейбл был награжден за главную мужскую роль.

кларк гейбл оскар
Кларк Гейбл впервые удостоен «Оскара» в 1935 году

Тогда впервые она взглянула на него другими глазами и поняла, что не такой он простой, как казался. С того времени Керол пристально следила за его карьерой и личной жизнью. И теперь, когда они оба свободны, у них появился шанс стать парой не только в жизни, но и в кино.

Кларк, переехав от Рии в гостиницу, вел затворнический образ жизни, редко бывал в тех местах, где мог встретить Керол. Ломбард ценили и уважали руководители всех голливудских студий.

Луис Майер в 1936 году назначил ее хозяйкой ежегодного белого бала в Майфэр, куда был приглашен и Кларк Гейбл. Керол хотела предстать перед Кларком в образе настоящей леди, влиятельной светской львицы, чтобы изменить его прежнее впечатление о ней.

Кэрол Ломбард
Кэрол Ломбард, 1933 год

Ломбард готовила белоснежный зал украшенный белыми шарами и объявила строжайший дресс-код для гостей — белые желеты и бабочки под фрак для мужчин и белоснежные платья для дам.

Кларк Гейбл не любил помпезные приемы, но не мог отказать Луису Майеру. Он решил появиться на час и незаметно уйти. Гейбл вошёл в зал, когда Керол на правах хозяйки встречала гостей. Невероятная белизна зала переливалась на шелковых нарядах, когда в центре зала появилась знаменитая Норма Ширер в ярко красном платье.

Керол Ломбард заледенела и стала белее своего платья: такого пренебрежения к себе она не ожидала. Все взоры гостей были прикованы к неподвижной Керол и надменно ухмыляющейся Норме в красном.

Кэрол Ломбард

Придя в себя Кэрол хотела покинуть зал, но Кларк, понимая ее состояние, подхватил хозяйку бала и увлек танцевать. Целый вечер они безустанно танцевали и весело болтали. Она была благодарна красному платью Ширер, которое бросило ее в объятья Гейбла.

Уставшие они решили покататься по ночному Голливуду. Кларк чувствовал, что Керол сильно расположенна к нему, поэтому, проезжая мимо своей гостиницы, предложил ей поднятся к нему на кофе. Но в ответ услышал популярную для зарвавшихся мужчин фразу «Ты что думаешь, что ты Кларк Гейбл?!». Он не знал смеяться ему или обижаться. Повторять свое приглашение он не стал, отвез ее назад, а сам уехал домой.

Кларк Гейбл, 1935 год

Рано утром он проснулся от шума голубей, которых в знак примирения прислала ему Кэрол. С этого дня он серьезно заинтересовался женщиной с фантастическим чувством юмора. Он перестал навещать Рию и с нетерпением ждал каждую вечеринку, где мог встретить Ломбард.

Через неделю жена его коллеги после продолжительной болезни возвращалась из психиатрической больницы, и Гейбл с друзьями организовали дневную вечеринку «нервного срыва» в ее честь. Кларк ожидал увидеть там Керол, но когда ее привезли на скорой помощи в смирительной рубашке, он не оценил такую шутку, посчитав ее неуместной. В ответ на свои замечания он услышал нецензурные ругательства.

Чтобы остановить ссору и определить, кто прав, Кэрол предложила теннисный турнир в вечерних нарядах. Они веселились с ракетками, никого не замечая вокруг. Кларк проиграл с разгромным счётом 8:0. Все наблюдавшие за турниром понимали, что на их глазах рождается новая звёздная пара.

Через неделю, на День святого Валентина, Кларк получил от Кэрол в подарок старый развалившийся автомобиль выкрашенный в белый цвет и обклеенный валентинками с признаниями в любви. Он позвонил и поблагодарил Ломбард, пригласив ее в самый лучший ресторан Голливуда. Она ликовала, это было первое настоящее свидание с человеком, которого она так сильно добивалась.

Актриса нарядилась в свое самое роскошное платье, а Гейбл заехал за ней на той самой белой развалюхе в сердечках. Опешевшая Кэрол не раздумывая и с громким смехом села с Кларком в измазанную копотью машину, и с ужасным скрежетом они медленно двинулись по центральному бульвару Голливуда в элитный ресторан. Грязная, но счастливая пара отпраздновала их общий первый день.

Забытая супруга Гейбла не верила в серьезность этих отношений, она была уверена, что скоро Кларку надоест развлекаться на голливудских вечеринках, и они разойдутся. Рия хорошо знала Кларка, но совсем не знала Кэрол.

Дикая природа, охота, рыбалка были единственным отдыхом для Гейбла, где он мог восстановить силы после изнурительных съёмок. Когда он отправился на охоту с друзьями, Кэрол за несколько дней научилась метко стрелять, купила лучшее снаряжение, изучила теорию.

Гейбл и Ломбард, 1938 год

Следующий раз когда он собрался на охоту, она отправилась с ним. Гейбл убеждал Керол, что охота не для хрупких женщин, и в дикой природе не все мужчины выдерживают. Но когда она настреляла больше всех уток, он смотрел на нее восхищёнными глазами. Она стала полноценным членом их охотничьего содружества.

Гейбл и Ломбард стали все реже появляться на светских раутах, и все больше времени проводили на природе. Кларк показал ей ранчо своей мечты в долине Сан-Фернандо и сказал, что после завершения актерской карьеры мечтает стать фермером. И его мечта стала их общей.

Единственным местом, где они были порознь, оставалась их работа. У Кларка было несколько постоянных напарниц, но самой любимой он называл Джин Харлоу. У них был схожий натуральный стиль игры, который отличал их от других актеров. Вместе они снимались в «Желтых морях», где Кларк играл капитана-авантюриста, «Жена против секретарши» в роли обаятельнго издателя глянцевых журналов, «Саратога» в роли плутоватого брокера. Невероятная химия между ними делала их дуэт одним из лучших в Голливуде.

Кларк Гейбл и Джин Харлоу в «Саратоге»

Керол по-доброму завидовала Джин и сама хотела быть экранной парой с Кларком. Она одной из первых прочитала книгу «Унесённые ветром» и раньше всех увидела в Ретте Батлере своего Кларка. Тогда ей очень захотелось быть его Скарлетт. Она послала ему книгу с запиской: «Давай сделаем это вместе».

Но на роль Скарлетт было 1500 претенденток, а Ретта Батлера — только Кларк. Голливуд готов был принять Кэрол Ломбард в качестве миссис Гейбл, но только не в роли Скарлетт.

Кларк категорически отказывался от роли Ретта Батлера. После неудачи в роли Парнелла, он поклялся никогда не сниматься в исторических фильмах. Но у руководства студии были свои планы.

Кларк Гейбл читает «Унесенных ветром»

В 1938 году в прессе стали появлятся статьи, где описывали внебрачные отношения Гейбл и Ломбард. Когда репортеры спросили у Рии, почему она не даёт развод Кларку Гейблу, она ответила, что он ее не просит об этом и ему удобно быть ее мужем.

Руководители студии потребовали от Кларка не нарушать моральный кодекс и узаконить свои отношения с Кэрол. Для этого он должен был официально через прессу попросить жену о разводе. Когда Рия прочитала это публичное обращение, то чувства обиды и унижения заставили ее отказаться от всех предварительных договоренностей с Кларком. Она заявила, что никогда не даст ему развод, пока он не выплатит ей половину своего состояния.

Рия знала, что Кларк больше всего боится нищеты и никогда не согласится отдать ей пол миллиона долларов. Кларк был растерян и не видел выхода. Тогда Кэрол купила для него ранчо его мечты в долине Сан-Фернандо, а студия предложила выплатить необходимую сумму Рие, если он согласится на роль Ретта Батлера.

Вивьен Ли и Кларк Гейбл в «Унесенных ветром»

Такого поворота событий жена Кларка не ожидала. Она попыталась затянуть развод, оформляя его в Лос-Анджелесе. Но публичное осуждение было настолько велико, что она все же отправилась в Лас-Вегас, где получила развод через несколько дней.

После Мария Франклин заявила, что их развод считает большой ошибкой мистера Гейбла. Их семейные отношения был очень полезены для него, а брак между такими большими звёздами как Кларк Гейбл и Керол Ломбард не может быть счастливым и долгим.

Кларк и Кэрол поженились через три недели. Он признался ей, что чувствует себя на самой вершине. У него самая лучшая жена, самая лучшая работа и самый лучший дом. Ему нечего больше желать. Кэрол пошутила по этому поводу, что не помешало бы ещё две машины навоза для их сада.

Кларк и Кэрол тайно расписались, а на следующий день пригласили журналистов к себе на ранчо, чтобы объявить новость

Они договорились, что не будут вмешиваться в профессиональные и финансовые дела друг друга, но с появлением ребенка обеспечение семьи Кларк возьмёт на себя. Обязанности распределились сами по себе. Кэрол занималась домом, цветником и птицами. Кларк отвечал за двор, сад с лугом и животными. Все работы они выполняли сами за исключением времени занятого на съёмках.

Кэрол подстроила свой график под Кларка, чтобы они были заняты и свободны одновременно. Своим друзьям она объявила, что ей надоело быть звездой и что в их семье звездой будет Кларк, а она займётся воспитанием детей и штопаньем носков. Попросила без приглашения не приходить, чтобы не мешать им делать маленьких гейбликов.

Кларк и Кэрол на своем ранчо

Кларк был очарован своей женой. В ней он видел все лучшие качества его любимых женщин. Она была по-матерински заботливой, как его мачеха, обладала интеллектом и драматическим талантом Джозефины Диллон, была элегантна и прагматична как Рия Франклин. А безграничная щедрость и необычайное чувство юмора отличали ее от всех.

До конца жизни у Кларка Гейбла было еще много других женщин, но никто из них не смог заменить ему ни одну из его четырех королев, которые самоотвержено посвятили себя ему, чтобы зритель мог называть его королем.

«Где-нибудь я найду тебя»

После премьеры «Унесённых ветром» Кларк был на пике популярности. Любой фильм с его участием был среди первых в кассовых сборах. Один из своих лучших фильмов «Шумный горд» Кларк посвятил своему отцу-нефтянику. Он использовал опыт работы на буровых вышках для роли Джона МакМастера, который вместе с героинями Клодетт Кольбер и Хеди Ламар пытались разбогатеть в период нефтяного бума.

Кэрол через год семейной жизни встревожилась неудачными попытками забеременеть. Она стала часто посещать медицинские центры. По Голливуду пошли слухи, что Кэрол больна и не может быть матерью. Стали говорить о приемных детях. Кларк успокаивал жену, что у них обязательно будут свои малыши, такие же красивые и умные, как она, и такие же лопоухие, как он. Нужно только время и усиленная работа.

Кэрол и Кларк в 1940 г.

Отсутствие детей сильно повлияло на Кэрол. Она становилась нервной и подозрительной, когда видела, как вокруг мужа крутятся молодые красивые актрисы. Ей казалось, что все они готовы отобрать у нее Кларка и родить ему кучу детей.

Когда Гейбл снимался с начинающей Ланой Тернер в «Хонки-тонк», Кэрол регулярно приходила на съёмочную площадку, пристально наблюдая за невероятной химией между Гейблом и его новой партнершей.

Руководство MGM было в восторге, что появилась достойная замена Джин Харлоу для Кларка Гейбла. Эта пара обещала быть самой кассовой в Голливуде. Но Лана терялась и не могла сниматься под бдительным надзором Кэрол.

Кларк Гейбл с Ланой Тернер в «Хонки-тонк», 1941 год

Тогда пришлось вмешаться Гейблу. Он серьезно поговорил с женой и запретил ей появляться на съемочной площадке. Ни одной любимой женщине он не позволял создавать ситуации, котораве ему не нравились.

Кэрол попыталась сама стать экранной парой для Кларка, но студия была заинтересованна в продвижении своих молодых звёзд. С большим трудом Кэрол нашла сценарий картины «Женщина года», в котором они могли сняться вдвоем с Кларком, но его перехватили Кетрин Хепберн и Спенсер Трейси.

Когда 7 декабря 1941 года после бомбардировки Японией Перл-Харбор США вступили во Вторую мировую войну, Кэрол Ломбард активно включилась в общественно-политическую работу. Она направила письмо президенту Рузвельту от имени Кларка, выражая желание послужить родине. Президент ответил, что в трудное для страны время главная обязанность таких выдающихся актеров выпускать самые хорошие фильмы и платить самые большие налоги.

Кларк вместе с Ланой Тернер должны были начинать семки фильма о Перл Харбор «Где-нибудь я найду тебя». Кэрол же старалась увлечь его общественной работой. Используя его патриотизм, она уговорила Кларка возглавить голливудский «Комитет победы», который занимался сбором средств для армии.

Кларк Гейбл и Кэрол Ламбард

Гейбл больше всего не любил многолюдные митинги и пафосные речи, поэтому, когда Кэрол собралась в свой родной штат собирать деньги для армии, сопровождать ее отправил своего помощника. Кэрол была вне себя от ярости. Чтобы предотвратить скандал Кларк уехал по делам комитета в Вашингтон.

Первый раз они расставались так надолго, и первый раз он ее не проводил. Кэрол сопровождали ее мать и помощник Кларка. Она была угнетена и подавленна. Но по приезду в Индианаполис, как настоящая актриса, она вмиг стала веселой и зажигательной. Ее вдохновляющая речь откликнулась в сотнях тысяч собравшихся на митинг. За один день Кэрол собрала больше двух миллионов долларов на нужды армии. Она чувствовала, что муж ею гордится.

Кэрол во время своего выступления в Индианаполисе

Актриса должна была ехать поездом с остановками на митингах ещё в нескольких городах. Но на следующий день Кэрол решила лететь домой самолётом. Она тосковала и хотела скорей увидеть Кларка. Ее отговаривали, у всех было скверное предчувствие, но она бросила монету и выиграла полет.

Дозаправка самолёта была в Лас-Вегасе, начальник аэропорта умолял ее освободить места для переброски военных. Обычно покладистая и сговорчивая Кэрол в этот раз была неприклонна. Через пятнадцать минут ее не стало. При взлете самолёт врезался в гору Потаси.

После похорон Кэрол Кларк утратил желание жить. Он забивался в дальний угол ранчо и упивался виски. Никто не осмеливался заговорить с ним. Через месяц его исхудавшего, нашел отец. Он сам похоронил двух любимых женщин и знал, как преодолеть боль утраты. Отец посоветовал сыну, как можно больше работать без отдыха и жалости к себе, только так можно облегчить страдания.

Кларк вернулся к работе над фильмом «Где-нибудь я найду тебя», эта фраза стала знаковой для него. Всю оставшуюся жизнь он везде будет искать свою Кэрол.

«Командное решение»

По окончании съёмок Гейбл принял решение вступить в армию. Министерство вооруженных сил совместно с руководством MGM пытались отговорить его, ссылаясь на возраст, проблемы со здоровьем и нарушение контракта. Кларк объяснил, что больше не может стоять перед камерой, пока не выполнит последнюю волю жены — идти служить.

Было принято компромиссное решение — Кларк Гейбл пойдет служить военным оператором, если успешно пройдет подготовку в офицерской школе. Среди 2600 курсантов, которые были на двадцать лет моложе Гейбла, у него был 700 результат. Голливуд и военное командование использовало имя актера в пропагандистских целях под лозунгом «Гитлер берегись, Кларк Гейбл идёт на войну».

В ответ Гитлер, для которого Гейбл был любимым актером, назначил большое вознаграждение за его захват. Это создавало дополнительную опасность актеру и его сослуживцам. Для командования было сложно сохранить в тайне место прохождения службы Гейбла. Куда бы его не направляли, толпы поклонников окружали воинскую часть.

Кларк Гейбл, как и Ретт Батлер, не был создан для воинской службы. Его независимый характер создавал большие проблемы армейскому командованию. Для него не существовало званий, если он видел несправедливость или жестокость по отношению к солдату.

Гейбл получил специальное задание вести кинохронику группы бомбардировщиков США в Англии. Имея в подчинении несколько кинооператоров для этой работы, Кларк Гейбл старался лично принимать участия в боевых вылетах.

Гейбл во время службы в армии, 1943 год

Сослуживцам казалось, что он преднамеренно ищет смерть. Последний раз, когда бомбардировщик, на котором находился Гейбл, обстреляли немецкие истребители, убив пилота и ранив всех членов экипажа, командование приняло решение под предлогом срочного монтажа фильма, отправить Кларка Гейбла в Голливуд.

Созданный им документальный фильм «Комбат Америка» 1943 года, как выяснил потом Гейбл, был нужен, чтоб отвлечь его от настоящей войны и сохранить ему жизнь. Назревала высадка союзников в Нормандии, и командвание отказало ему в возвращении к службе на линии фронта.

Время проведенное в армии для Кларка стало бесценными опытом, на основе которого он виртуозно сыграл роль Кейси Дениса — генерала ВВС США в фильме «Командное решение».

«Возвращение домой»

В звании майора Кларк Гейбл вернулся домой. Он был благодарен друзьям, которые отговорили его продавать ранчо, когда он уходил на войну и не планировал возвращаться. Теперь родной дом грел ему душу и не давил, как прежде, тяжёлыми воспоминаниями о погибшей жене. На службе он видел много смертей и гибель Кэрол он уже не воспринимал на свой счет как месть судьбы.

Кларк был по прежнему красив и обаятелен, но печальный потухший взгляд выдавал его сложное душевное состояние. Он стал человеком без мечты, но с надеждой на достойную работу и комфортную жизнь. Свои чувства он раскрыл в роли доктора Ли Джонсона, который прошел войну и утратил любимую женщину в кинокартине «Возвращение домой». Фильм был очень близок к его жизненной ситуации.

Кларк Гейбл и Лана Тернер в «Возвращении домой», 1948 год

После службы он некоторое время встречался со своей будущей женой Кей Вильямс. Она много публично комментировала их отношения, и поэтому Кларк предпочел ей тогда молчаливую и скромную актрису Вирджинию Грей. Они жили по соседству, и их дома были открыты друг для друга. Вирджиния провожала его в армию и ждала со службы. Она обладала невероятной способностью выслушивать и успокаивать Кларка.  В Голливуде были уверены, что она станет следующей миссис Гейбл.

Но к всеобщему удивлению Гейбл неожиданно женился на высокомерной светской львице Сильвии Эшли. Позже он скажет, что женился потому, что был сильно пьян. Но это не так. Кларк чувствовал, что за последние годы он растерял свой  джентльменский лоск, который приобрел благодаря браку с Рией Франклин. Это отражалось на предлагаемых ему ролях и сценариях.

Кларк Гейбл и Сильвия Эшли во время медового месяца на Гаваях, 1950 год

Сильвия Эшли обладала таким же аристократизмом, как и его Рия, а необычное чувство юмора Сильвии напоминало ему его Кэрол. Брак с Эшли обещал быть увлекательным и полезным приключением. Но ее праздный образ жизни оказался совершенно чужд для Кларка.

Она была зациклена на своих увлечения и полностью равнодушна к интересам Гейбла. С большим трудом ему удалось получить развод, он согласился на все ее условия. Брак с ней считал полезным опытом, который навсегда избавил его от социальных комплексов.

Лучшим фильмом Гейбла этого периода считается «Рекламисты», в котором он сыграл близкого себе героя — ветерана войны Виктора Нормана, выбирающего между любовью Авы Гарднер и элегантностью Деборы Керр.

После этого Кларк на два года покидает Голливуд, чтобы делать картины в Европе. Это были самые счастливые его послевоенные годы. Он снова был свободен, счастлив и влюблен. Влюблен в Париж — в его улочки, мостики, каналы.

Кларк Гейбл

В Англии он играл роль военного корреспондента в антисоветском фильме «Никогда не отпускай меня» с Джин Тирни. В Нидерландах он снимался в роли полковника голландской разведки с Ланой Тернер в фильме «Преданные».

Но по выходным он всегда возвращался в Париж, где его ждала французкая модель Сьюзан Дадолле, которая стала ему гидом и переводчиком.

Снятый в Африке фильм «Могамбо» — свободный римейк «Красной пыли» — стал одним из лучших в карьере Гейбла. Ему единственному среди актеров удалось сняться в той же роли в ремейке фильма спустя 20 лет.

Его охотник Виктор Марсвелл в любовном треугольнике с Авой Гарднер и Грейс Келли ничуть не уступает его же Деннису Карсону, хазяину каучуковой плантации в Индокитае, в любовной интриге с Джин Харлоу и Мери Астер в фильме «Красная пыль».

Грейс Келли, Кларк Гейбл и Ава Гарднер в «Могамбо», 1953 год
Кларк Гейбл грейс келли
Кларк Гейбл и Грейс Келли в «Могамбо»

Звёздная карьера Кларка Гейбла в MGM начиналась с премьеры «Красной пыли», а заканчивалась премьерой «Могамбо». С началом телевизионной эры голливудским студиям было сложно содержать своих дорогостоящих звёзд. Когда Гейблу предложили изменить условия контракта, он отказался, решив быть свободным актером.

Разрыв со студией стал стрессом для Кларка. У него появилась постоянная дрожь тела. После двухлетнего отсутствия Гейбл вернулся к себе на ранчо совершенно свободным человеком — без жены, детей и работы.

«Солдат удачи»

У Гейбла появилась возможность отдохнуть и оценить ситуацию. Ему нужна была поддержка. Он знал, что Вирджиния Грей ждёт его все эти годы, но к новому браку он был не готов. Кларк позвонил старой знакомой Кей Вильямс. Она развелась с сахарным королем Адольфом Спрекелсом и сама воспитывала двух детей. Для Кларка она стала незаменимым идеальным компаньоном.

Кларк Гейбл с Кей в 1956 году

Гейблу не пришлось долго отдыхать, со всех студий ему поступали предложения. «Солдат удачи» стал первым фильмом в его самостоятельной карьере. Кларка заинтересовали сьемки в Гонконге. Название фильма стало ему счастливым сигналом, что пора действоать. Он снимался в роли Хенка Ли — американца, живущего в Гонконге и промышляющего контробандой. Это был его любимый типаж — плохой парень благородными поступками завоёвывает женщину.

Следующий фильм был «Высокие мужчины», где Кларк в роли крутого ковбойя спасал героиню Джейн Рассел. По окончанию съёмок он неожиданно женился на Кей Вильямс. Делая ей предложение, он сожалел, что не сделал этого двенадцать лет назад. А через некоторое время стало понятно, что Кей беременна.

Кларк никогда не хотел быть никем, кроме актера, но в ожидании ребенка, он решил попробовать себя в роли продюсера, чтобы расширить возможности обеспечения семьи. «Король и четыре королевы» стал для Кларка не только продюсерским экспериментом, но и публичным итогом его отношений с женщинами. Он играл роль авантюриста Дэна Кехо, который в поисках золота выбирал себе женщину.

Фильм планировался быть весёлым и лёгким приключением. Однако во время съёмки тяжело заболела Кей. Кларку пришлось согласиться на аборт, чтобы спасти жену. Он разрывался между больницей и съёмочной площадкой. Это отразилось на фильме: получился мрачным с угрюмым главным героем.

Врачи запретили Кей подвижный образ жизни, и она переживала, что Кларк может оставит ее. Но Гейбл ради жены отказалсяя от своих увлечений в дикой природе. Он тяжело переносил потерю ребенка, пока дети Кей, по ее просьбе, не начали называть его папой.

Он стал много времени проводить с детьми. Кларк ходил в школу на родительские собрания, помогал выполнять школьные задания, играл с ними в спортивные игры. Постоянное общение с детьми проявляло в нем новый образ: отца, наставника, учителя.

Кларк Гейбл дети
Кларк Гейбл с пасынком на съемках «Неприкаянных»

«Но не для меня»

Кларк больше не хотел играть крутых парней с молодыми партнёршами, считая что даже для роли их отцов он староват. В этот период появились его самые интересные фильмы, где он иронизирует над собой и своим возрастом. «Любимец учителя» с Дорис Дей, где Кларк играет редактора новостей, «Это началось в Неаполе» с Софи Лорен, где он в роли американца в Италии, «Но не для меня» с Лилли Палмер — один из самых недооцененых его фильмов, где он появился в роли стареющего бродвейского продюсера.

За пять лет работы без контракта Кларк Гейбл получил доход больший, чем за 23 года на студии MGM. Только за одну кинокартину «Идти тихо, идти глубоко», где он играл капитана субмарины, Гейбл заработал пол миллиона долларов, за которые они с Кей купили себе новый дом в Палм-Спрингс.

Для Кларка финансовая сторона его профессии была самой главной. Талант актера он оценивал не «Оскарами», а долларом, который готов заплатить зритель за его работу.

Когда муж Мерлин Монро Артур Миллер предложил Кларку Гейблу главную роль в фильме «Неприкаянные» по его сценарию, он отказался. Гейбл не понимал, о чем фильм. Он не хотел в шестьдесят лет играть романтику с тридцатилетней Мерлин Монро.

Но для Миллера было жизненно важно получить согласие Кларка Гейбла. Только при этом условии Мерлин Монро соглашалась финансировать фильм и сниматься в нем. Миллер предложил актеру самую большую на тот момент сумму — около девятисот тысяч долларов. Кларк не устоял.

кларк гейбл мерилин монро
Кларк Гейбл и Мерилин Монро на съемках «Неприкаянных»

Он бросил пить, курить и за короткое время похудел на двадцать килограмм.  Во время съёмок Кларк Гейбл узнал, что его 44-летняя жена вновь беременна. Почему-то он был уверен, что у него родится сын.

Съёмки фильма оказались самыми трудными за всю его карьеру. Невыносимая жара пустыни и тяжёлая психологическая атмосфера на площадке стали причиной сердечного приступа Гейбла.

Через два дня после окончания съёмок он попал в больницу. Казалось, опасность миновала. Через десять дней Кларк шутил с медсёстрами и читал журналы, потом положил голову на подушку и ушёл навсегда… к своей Кэрол. А через четыре месяца в этой же больнице у него родился сын.

Современный зритель помнит Кларка Гейбл в основном в образе Ретта Батлера из «Унесенных ветром». Но королем Голливуда он стал благодаря другим картинам и образам. Это Кристиан Флетчер, помощник капитана из «Мятежа на Баунти»,  Джек Торнтон, золотоискатель из «Зова предков», Джим Лейн из «Летчика-испытателя», Крис Хантер из «Слишком жарко», Питер Уорн, газетчик из «Это случилось однажды ночью», Блеки Нортон из «Сан-Франциско» и ещё полсотни интересных историй и нескучных героев ждут своих зрителей.

Фото — Getty images

Смотрите также:

Безумная красавица. Редкие архивные фото легендарной Вивьен Ли

Звезда «Унесенных ветром» Оливия Де Хэвилленд умерла на 105 году жизни

Шон Коннери умер. Жизнь эталонного Джеймса Бонда в фотографиях

Хеди Ламарр: как дочь львовского банкира стала секс-символом Голливуда и изобрела Wi-Fi

Алену Делону исполнилось 85 лет. Как менялась внешность французского секс-символа