Мы живем в материальном мире. Деньги нужны для старта собственного бизнеса и развития, для повышения качества жизни и самосовершенствования. Чтобы иметь больше – нужно зарабатывать больше. Но при этом и расходовать с умом. То есть вести личный бюджет. Разберемся, какие бывают способы его ведения и что делать, чтобы денег хватало.

Как вести бюджет

С экономической точки зрения любую семью можно рассматривать как мини-предприятие. А значит, важно учитывать доходы и расходы. Есть несколько способов распределения бюджета.

Способ 1. “80 на 20”

Классический способ обзавестись стабилизационным фондом или отложить деньги на важное приобретение. Все доходы суммируются, 20% заработка обязательно откладывается на счет или в копилку, на 80% семья живет. Хорош для тех, кому важно накопить на большую мечту.

Или, например, если ваша цель – развивать бизнес с Mary Kay, наработать собственный мини-склад, чтобы развить сеть клиенток и перейти на новый уровень. Когда у вас есть достаточный запас продукции для поддержки бизнеса, пусть прибыль от продажи накапливается на вашем счету.

 

копилка свинка

Метод «80 на 20» сработает с теми, кто умеет распределять деньги интуитивно и не склонен к импульсивным тратам, а также с творческими натурами и фрилансерами, которые переживают, что доходы неравномерны и ничего в итоге не удается отложить.

Способ 2. “Четыре конверта”

От суммы совокупного месячного дохода отнимите 10% – в личный “стабилизационный фонд”. Из оставшихся денег вычтите сумму на обязательные платежи: коммунальные услуги, телефон, интернет, проценты по кредитам, оплата школы и кружков детям.

Остальные разложите по четырем конвертам: по одному в неделю, на еду, транспорт и развлечения. Этот метод подходит для педантичных людей со средним достатком.

Способ 3. “Американский”

Принцип тот же – суммируем доход и делим по процентам. Но распределение иное.

50% средств идет на необходимые траты: коммуналка, связь, еда, жилье, транспорт.

20% – стиль жизни: одежда, косметика, развлечения.

30% – приоритеты: образование, кредиты, крупные покупки и сбережения.

Такая система понравится не слишком педантичным людям, которые вроде и зарабатывают неплохо, а в итоге не могут отложить на свою мечту. С “американским” методом это получается безболезненно.

В чем вести бюджет

Сейчас все мы живем онлайн. И наверняка удобнее будет работать с электронными таблицами Excel или Google-документами. Хотя, конечно, традиционный способ записи в толстую тетрадь, в которой фиксируются поступления и различные траты, также стоит рассмотреть. Считается, что информацию, записанную от руки, мозг фиксирует особенно эффективно.

 

Еще один удобный вариант – приложения для смартфона. Выбор велик. Например, Money Lover, Monefy, Wallet, Spendee  – глобальные системы ведения доходов-расходов. А Money Manager и Expensify умеют сканировать чеки и сохранять информацию о тратах – удобно, если желаете отслеживать изменение цен по годам.

Такие приложения многопользовательские, позволяют установить их даже на разные операционные системы, чтобы каждый член семьи мог вносить изменения в режиме реального времени. Приложения-помощники имеют довольно минималистский функционал, поэтому, чтобы внести в базу покупку, понадобится не больше пары секунд.

Самые ответственные могут заглянуть в раздел статистики расходов. После такого многие гарантированно начнут воздерживаться от ненужных мелочей, которые обычно хватали с витрин, не задумываясь.

Многие супермаркеты имеют свои приложения, которые сохраняют списки покупок. Если вы преданный клиент одного из таких, попробуйте использовать данные этого приложения для свода трат.

Лайфхаки

Каким бы методом и инструментом планирования вы ни воспользовались, следует держать в уме еще несколько легких и ненавязчивых, но эффективных способов сэкономить не в ущерб себе.

  1. Сформулируйте свою великую цель и держите ее в уме. Собственный бизнес и независимость? Дом за городом? Поездка к морю? Вспоминайте о своей мечте почаще, и рука не потянется сорить деньгами.
  2. Планируйте траты из категории обязательных – покупки продуктов и одежды. Пишите списки – это самый эффективный способ проследить и оптимизировать траты.
  3. Сохраняйте списки покупок, после похода в магазин проставляя цены: так в будущем проще рассчитать расходы.
  4. Установите правило “особенной купюры”. Заведите копилку – банку или шкатулку. Установите себе срок – полгода или год. А теперь каждый день проверяйте кошелек на предмет наличия в нем той самой определенной купюры– к примеру, 2 или 5 грн. Перемещайте их в копилку. Такое действие не так заметно для повседневного бюджета, но в конце года получите приятный и вполне существенный бонус.
  5. Не бойтесь пересматривать бюджет, даже радикально. Будьте гибки, выбирайте то, что работает именно для вас. Не бывает раз и навсегда установленных цифр, мы меняемся: больше зарабатываем, больше тратим, отдыхаем, заводим домашних животных и т.д.

Финансовая грамотность – один из необходимых soft skills XXI века, без которого трудно представить нашу современную жизнь. Но используя современные инструменты можно значительно облегчить себе жизнь и высвободить время для более важных вещей. А наличие большой мечты поможет смотивировать вас на пути к ее реализации.

Визуализируйте мечту, установите ориентировочные сроки достижения при наилучшем раскладе. Теперь, когда она приобретает черты цели, переведите ее в этот статус, потому что достичь цели – звучит реальнее, чем свершить мечту.

 «Очень важно иметь цель. Вы не сможете ничего достичь, если не знаете, в какую сторону двигаться. Начните с создания мечты у вас в голове. Затем запишите ее и поставьте реалистичную цель. Всегда старайтесь достичь большего», – говорила американская предпринимательница и основательница компании Mary Kay Cosmetics, Inc. Мэри Кэй Эш.

 

Смотрите также:

Мэри Кэй Эш: невероятная история жизни основательницы Mary Kay

Как создать имидж успешной женщины: одежда, макияж, манеры

10 простых способов стать здоровее и счастливее