В общем­-то, королеве повезло с периодом правления: благодаря развитому парламентаризму в Британии последовательно принимались законы, улучшавшие условия для бизнеса и в то же время- для рабочего класса, наука плодила все новые усовершенствования производства и быта, народ богател, и предпосылки для революций постепенно сошли на нет. К тому же именно во время правления Виктории Англия извлекла больше всего выгоды из индийских колоний.

Дико, но не решительность, ум и воля, а смирение, пришедшее к ней с годами, сделало Викторию столь популярной в народе. Ее конфликты с парламентом, ее речи в поддержку войны или против войны могли вызывать раздражение и гнев, но ее семейная жизнь всегда была образцом для подражания и способствовала укреплению пресловутой викторианской морали.

Фотографии королевской четы украшали стены лавчонок, пивных и квартир городской бедноты. Шикарный набор из 14 фотографий стоимостью 4 фунта, что приблизительно равно 200 фунтам на нынешние деньги, разошелся тиражом более 60 тысяч экземпляров, породив моду на фото знаменитостей. Квартиры в новых «продвинутых» домах для рабочих, которые строились, в том числе, по инициативе Альберта (он был президентом благотворительного Общества по улучшению положения трудящихся) украшали фарфоровые фигурки монархической четы. Эта пара воплощала для граждан «добрую старую Англию».

королева виктория
Праздничное шествие по улицам Лондона в честь 50-летия правления Виктории, 1887 г.

Семейные проблемы, конечно, случались и у королевы- но и это скорее приближало ее к народу, чем вызывало осуждение. В 1861 году принц Эдвард, учившийся в Кембридже, во время летнего визита в армейский лагерь провел несколько дней в Килларни и там закрутил роман с ирландской актрисой Нелли Клифден. Сплетни об этой связи потрясли его родителей. Альберт, естественно, кинулся в Кембридж выяснять отношения с сыном.

Тот год был сложным для четы- скончалась мать Виктории, Альберт взял на себя еще больше дел, чем обычно, чтобы разгрузить жену. Но сам он тоже чувствовал себя плохо, страдал от кишечных спазмов. Скандал кое-­как разрулили, но Альберт слег с температурой и сильными болями в желудке. Его состояние стремительно ухудшалось, и всего за две недели он сгорел. Официальный диагноз гласил «брюшной тиф», хотя до сих пор неясно, где принц мог заразиться этой болезнью, распространенной в основном среди бедняков (брюшной тиф- инфекция, вызванная сальмонеллой, которой тогда было хоть отбавляй в водах Темзы).

королева виктория
Королева Виктория и принц Альберт, 1854 г.

Виктория проводила ночи у постели мужа. Его последние слова были обращены к ней:

– Моя дорогая жена… — прошептал принц и зашелся предсмертным хрипом. Виктория рыдала в голос, не стесняясь опухши —х глаз и красного носа. Ее «ангел» покинул ее, чтобы переселиться в более подходящее для него место.

Смерть мужа погрузила королеву в глубокую многолетнюю депрессию. Она больше никогда не снимала траура. Даже присутствие малолетних детей – сына Леопольда, «самого любимого», и крошки Беатрис – не помогало. Напротив, состояние королевы только усугубляла тревога за Леопольда- он, единственный из детей, заболел гемофилией (две старшие дочери были носительницами болезни, и Алиса в итоге передала фамильный ген гемофилии своей дочери Аликс, а та – своему сыну, наследнику российского престола, правнуку Виктории, царевичу Алексею).

королева виктория
Королева Виктория и Джон Браун на прогулке, 1866 г.

В депрессии Виктория становилась невыносимой. Она требовала от всех окружающих молчания и «невидимости». Придворные не имели права начинать разговор- только поддерживать его, если королева пожелает что-­то сказать. И практически все время двор проводил в отдаленном замке Балморал в Шотландии- королева полностью устранилась от государственных дел.