Я толком не знала ни темы, ни города, в который еду, ни контактов людей, с которыми мне надо встретиться. Но утром я села в поезд. А надо сказать, что это было время еще до мобильных телефонов. По крайней мере, ни у меня, ни у оператора такого чуда техники еще не было. Поэтому на первой же станции я побежала с двухкопеечной монетой к телефону-автомату, пока оператор Кеша стоял у стоп-крана на тот случай, если я буду опаздывать. «Выходить вам в Люблине, а кто встречает, пока не знаю», – сообщил администратор. На следующей станции я опять выбежала с монеткой к телефону. «Встречает такой-то, а о гостинице пока информации нет». И так всю дорогу.

В итоге все сложилось удачно: мы собрали неплохой материал. Я даже нашла стол, за которым Войцех Ярузельский когда-то подписал с польской оппозицией договор о примирении, и записала стендап. Что, мол, здесь Польша начала новую жизнь, и надо попросить поляков дать взаймы этот стол Украине, чтобы наши тоже помирились.

Оксана Соколова телетриумф
С шеф-редактором «Факти тижня» Виктором Варницким на вручении премии «Телетриумф», 2007 г.

Еще, помню, я уговорила дать комментарий польского эксперта, который всем отказывал. По поводу настойчивости мне однажды, еще в студенческие времена, преподал полезный урок начальник черкасского облэнерго. Во время практики я получила задание сделать сюжет о каком-то конфликте вокруг этого учреждения. Сидела в приемной начальника, ждала, потом проскользнула за ним, когда он вошел в кабинет, но он грубо выставил меня: «Вон отсюда, ничего я говорить не буду!»

Я вышла в приемную, глотая слезы. Стою и думаю: как же быть? Не могу я вернуться без сюжета! Тут открывается дверь кабинета, и этот пожилой человек – тогда он мне казался дедушкой, хотя ему было лет шестьдесят – ворчливо позвал: «Чего стоишь? А ну зайди». Я зашла, говорю дрожащим голосом: «Вы же меня выгнали!» А он: «Ты что, не знаешь правило хорошего журналиста? Выгнали в дверь, а он – в окно! А ты стоишь, сопли распустила. Мало ли что я сказал! Давай свои вопросы». Вот такую лекцию мне прочел, прямо отцовское наставление. Думаю, он ко мне как к дочери отнесся.

В общем, на следующее утро после выхода сюжета о Польше руководители «Фактов» позвали меня к себе: «Соколова, ты писать, оказывается, умеешь!» После этого мне начали поручать серьезные темы, я стала писать о политике, ездить в парламент, потом вошла в президентский пул.

Оксана Соколова муж
С мужем, 2013 г.

Со вторым мужем, Андреем, вы по работе познакомились?

Мы были знакомы до свадьбы десять лет. Длительные служебные отношения переросли в неслужебные. Андрей – историк. Когда-то я снимала о нем сюжет для Первого национального. Мне заказали интервью с ним о его книге, посвященной повстанческому движению в Украине 1917–1918 годов. Для материала мы с Андреем и оператором поехали искать могилу одного легендарного «ватажка» – Василя Чучупаки. Андрей так бойко обо всем рассказывал, я была в полной уверенности, что он точно знает, где находится захоронение, но в результате мы бродили по заброшенному кладбищу полдня.

А потом начался неимоверный ливень, от которого мы спрятались в машине, там и разговаривали. С этого и началось знакомство. Но отношения развивались долго, постепенно. И этот брак –очень осознанный. Без антуража. Просто однажды утром поехали в загс, расписались – и каждый на своей машине отправился на работу. Вечером пригласили мою сестру Леру и близких друзей в ресторан, объявили, что поженились. Все были удивлены: ничто не предвещало.

Я пришла к выводу, что для брака самое важное – понять, тот ли это человек, с которым ты хочешь вместе состариться. Ты будешь просыпаться с ним 365 дней в году, он станет первым, кого ты видишь, открывая глаза, и это не романтическое свидание, не совместная поездка на отдых. Это ежедневное сосуществование.

По интонации было понятно, что начальство решило: эх, пропадает командировка, пусть хоть Соколова поедет

С Андреем мне всегда комфортно, у нас общие взгляды и интересы. И он тот, на кого я всегда могу положиться. Конечно, как бы мы ни хотели вынести работу за скобки, все равно почти каждый вечер обсуждаем политику, новости. Я иногда критикую его начальство за то, что отказало мне в интервью, он обижается на субъективность журналистов. Словом, выясняем отношения как журналист и политтехнолог. (Смеется.)

Как Всевлад воспринял ваше второе замужество?

Спокойно. У них много общих интересов. Например, в кино: я предпочитаю снять стресс мелодрамой, а они кривятся: «Да никогда в жизни», выбирают фэнтези или научную фантастику.

Кроме того, Андрей подсадил нас на историю. В любых поездках мы прежде всего ищем развалины и крепости. Как-то отдыхали в Испании. Я-то мечтала поваляться на пляже, но оказалось, что в этой стране много крепостей, и жара в 40 градусов не помеха экскурсиям. Андрей – ходячая энциклопедия и замечательный экскурсовод.

Оксана Соколова сын
С сыном на Крите, 2013 г.

Но последние годы Всевлад уже живет отдельно. Учится в другой стране. Мне было непросто отпускать его от себя. Многие до сих пор спрашивают: как ты решилась? Но мне кажется, что наши материнские страхи не должны ломать детям жизнь. Мои собственные переживания по поводу разлуки с сыном были менее важны, чем его будущее. Мы очень близки, стараемся побольше времени проводить вместе, приезжаем друг к другу в гости или вместе где-то отдыхаем, но я понимаю, что птенец вылетел из гнезда.