И опять определяющую роль сыграла мама – сказала, чтобы я ни в коем случае этого не делала. Поскольку она всегда была для меня большим авторитетом, я прислушалась к ее совету. И хорошо, что не отказалась от танцев, потому что вскоре мои последние, самые основные и близкие тренеры, Виталий и Вероника Григорович, нашли мне партнера – Вову Гончарова. Правда, ждать его пришлось целых полтора года, в течение которых я практически не танцевала, зато с Вовой мы потом выиграли чемпионат Украины, стали чемпионами мира по программе десяти танцев и латиноамериканской программе в Италии.

бальными танцами нельзя заниматься без партнера, и однажды я осталась без него

Самыми значимыми я считаю две наши победы. Первая – на чемпионате мира по десяти танцам, который проходил в Украине, в киевском Дворце спорта. Говорят, что дома и стены помогают, но я бы не назвала те соревнования легкими – победа далась нам непросто. Но зато, когда после оглашения имен победителей заиграл гимн Украины, я испытала совершенно невероятные эмоции – тут была и радость, и гордость за свою страну и, конечно, за себя. К тому же за первое место мы боролись с парой из России, поэтому наша победа была еще и символичной.

После этих соревнований мы с Гончаровым должны были получить звание мастеров спорта международного класса, но нам почему­то их так и не дали. Почему? Это вопрос к тогдашней Ассоциации спортивного танца Украины. Так что, несмотря на победу в двух международных чемпионатах, у меня есть только звание мастера спорта Украины.

Алена Шоптенко в детстве
Алена Шоптенко с первым партнером по танцам Димой

Бальные танцы – спорт очень жесткий и не всегда доброжелательный. Некоторые люди на паркете, несмотря на то что очень красиво одеты, накрашены, напомажены и присыпаны блестками, по отношению к конкурентам могут вести себя некорректно. Но наверное, в спорте, где на кону стоит победа, так должно быть. Я знаю случаи, когда, для того чтобы вывести из строя конкурентку, крали туфли. А они в танцах специальные – из очень мягкой кожи, на каблуке, босоножки для латиноамериканской программы и лодочки для европейской, – и заменить их другой обувью нельзя. Сама я, к счастью, ни с чем подобным не сталкивалась.

Особые требования и к танцевальным костюмам, которые разнятся в зависимости от возрастной категории. Для детей они более скромные, простые и закрытые, танцорам же постарше разрешены открытые фасоны, украшения – например камни или вышивка, – но плавки все равно должны быть закрытыми. Кстати, хорошее танцевальное платье стоит от двух тысяч долларов.

– Бальные танцы – недешевое занятие?

– Все расходы в нем падают на плечи самих танцоров, точнее их родителей – государство никогда и никаким образом не поддерживало этот вид спорта. Участники ездят на соревнования с тренерами, которые становятся для нас вторыми родителями, – именно тренер готовит тебя к выступлению, поддерживает, настраивает. Бывает, что танцоров сопровождают и родители, но, поскольку это очень дорогое удовольствие, мои со мной никогда не ездили.

Дети, которые благодаря бальным танцам часто оказываются без родителей в чужих странах, получают самостоятельность и немного раньше взрослеют – девочки начинают рано краситься и овладевать кокетством на паркете. Но в этом нет ничего плохого. Те, кто занимается танцами, и ментально, и морально всегда старше своих сверстников, это касается не только бальных танцев, но и любых других видов спорта. Закаляется характер.

Хореограф Алена Шоптенко
Алена Шоптенко с Максимом Нелипой на проекте “Танцы со звездами – 3”

Лишили меня танцы и подруг – как правило, все они меня предавали, причем началось это в раннем возрасте. В основном неблаговидные поступки людей, которых я считала близкими, касались работы – не все могут спокойно пережить чужой успех. «Почему ей все, а мне ничего? – думают они. – Чем я хуже?!» И начинают подсиживать на каком­то проекте, пытаются занять твое место. Поначалу мне жаль терять людей, с которыми меня связывала дружба, но, когда понимаю, что меня в очередной раз предали, переступаю и иду дальше – этому тоже научилась благодаря спорту.

Лишили меня танцы и подруг – как правило, все они меня предавали

Я точно знаю: если кто­-то говорит плохо за моей спиной, значит он находится позади меня. Те, кому удалось достичь более серьезных результатов, не обращают внимания на тех, кто идет за ними. Я уже привыкла обходиться без дружбы и отношусь к этому спокойно, хотя сейчас есть пару человек, которых могу назвать своими в плане общения и их качеств – в людях прежде всего ценю доброту и искренность. К сожалению, в силу своего кочевого образа жизни общаюсь с ними не так часто, как мне бы того хотелось, поэтому на сегодняшний день самым лучшим моим другом является… Дима.

Алена Шоптенко "танцы со звездами"
Алена Шоптенко с Александром Головиным на российском проекте “Танцы со звездами”

Тем не менее я до последнего не понимала, что танцы станут моей профессией. После окончания лицея решила пойти по папиным стопам – он у меня был частным предпринимателем – и поступила в Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана, на факультет международной экономики и менедж­мента. В то время мне исполнилось восемнадцать лет, и я видела свое будущее более серьезным, чем карьера танцовщицы, – мечтала стать топ­менеджером в какой­нибудь иностранной компании. Впрочем, я и сейчас рада, что у меня есть серьезное образование. Уверена, экономические знания, полученные в нархозе, пригодятся мне в построении своего собственного бизнеса.