Правда, Джеймсу не нравилось, что режиссер, полька Агнешка Холланд, уже объявила в ноябре исполнителем главной роли ирландца Джейка Рейнора. Но что-то там не сложилось, и агент настоятельно рекомендовал Джеймсу прочесть сценарий.
История британского газетчика Гаррета Джонса, который в 30‑е годы ХХ века в поисках материала для очередного журналистского исследования отправился в Советскую Украину и чуть ли не первым на Западе узнал о причинах и последствиях Голодомора в Украине, — эта история полностью захватила Нортона. Несколько миллионов погибших от голода! И он ровным счетом ничего не знал об этой странице, между прочим, европейской истории…
Гаррет Джонс рисковал жизнью — его преследовали сотрудники советских спецслужб. Но рисковал не зря. Именно его расследование вдохновило Оруэлла на создание эпохального романа «Скотный двор».
Перевернув последнюю страницу, Нортон сразу позвонил агенту, чтобы подтвердить согласие на съемки. Они должны были стартовать в начале марта в Киеве. «Значит, опять Россия?» — рассмеялся агент (подразумевались съемки «Войны и мира» в Санкт-Петербурге и «МакМафии» в Москве). «На карту посмотри», — досадливо бросил Джеймс.
Политика его не слишком интересовала, но он все же помнил многочисленные публикации о революции и войне с Россией в 2014 году. С тех пор газеты совершенно перестали интересоваться этой темой, и Нортон тем более был рад возможности увидеть страну своими глазами. Еще одна интересная подробность — Агнешка решила снимать на «исходных» языках — украинском, русском и английском.
Некоторое время он сидел в кресле, отложив сценарий и уставившись в окно, на замерзших прохожих. Какая сложная смесь чувств. Ужас перед махиной истории, которая раздавила несколько миллионов людей. Восхищение человеком, рискнувшим жизнью ради — бог знает чего, возможно, правды, а может быть, профессионального самолюбия, с этим еще предстоит разобраться. Но преобладает — торжество. У него в руках действительно многообещающий проект.
До сих пор он понятия не имел, как проведет наступающий 2018 год. Неизвестно, например, как встретят «МакМафию». Да, в съемки вложены серьезные деньги, по 2,5 миллиона за серию, и на площадке они пользовались дронами и вертолетами, меняли локации, казалось, без ограничений… Но это еще не гарантия успеха.
Тема — да, актуальна. Сейчас все очень обеспокоены активностью русской мафии в Великобритании и вообще на Западе, люди хотят понять истоки глобализованной, «цивилизовавшейся» преступности. Это должно помочь.
Но в любом случае, актерская работа чертовски непостоянна. Он не раз думал о том, что связывать ощущение себя, своей личности и достоинства исключительно с работой, как делают многие актеры, — опасно. Публика способа разочароваться в один момент, и что тогда? Разрушение личности? Виски литрами?
Сам он всегда был побритански самоироничен, но пока еще не слишком уверен в себе. Както между одним и другим сериалом Джеймс взял отпуск на месяц, но не выдержал и принялся названивать агенту на третий день, нервно спрашивая, почему давно нет никаких новых предложений.