На похоронах Марк не понимал - его разум отказывался осознавать - как измученное, истощенное тело в гробу может принадлежать женщине, которой он посвятил свою жизнь и творчество. Живой, искрометной, прекрасной, несмолкающей и полной оптимизма. В его полотнах тема любви всегда была связана с полетом, но нынче Шагала словно пригвоздили к земле пудовыми штырями.

марк шагал история жизни любви картины вторая жена
С Вирджинией Хаггард-Макнейл, 1945 г.

Ида всерьез опасалась за психическое здоровье отца. После смерти Беллы о возвращении в Париж Марк и слышать не хотел: «Зачем мне город любви, если там нет моей любимой». Он заперся в своем особняке на окраине Нью-­Йорка, выбросил все кисти и целыми днями сидел, уставившись в одну точку.

Ида разрывалась между собственной семьей и отцом. Жить на два дома становилось все тяжелей, и она пошла на отчаянный шаг — наняла отцу экономку. Постоянное присутствие женщины в доме хотя бы снизит риск умереть от голода или утонуть в завалах грязи. Художник был настолько опустошен горем, что зачастую забывал об элементарных правилах гигиены.

Вирджиния Хаггард была младше Марка практически вдвое. Она ко времени знакомства с Шагалом была замужем, но не слишком счастливо. Театрального оформителя Джона Макнила заботила больше собственная - сильно преувеличенная - ценность, чем тот факт, что жене и дочери частенько приходится голодать.

Вирджинии, дочке бывшего британского консула в Америке, пришлось отставить в сторону гордость: она была готова на любые деньги, которые можно заработать честным путем. Никто так до конца и не понял, чем Джинни удалось зацепить Шагала. Он сам считал, что возлюбленная стала второй Беллой, а Ида полагала — что миссис Хаггард­-Макнил оказалась в нужном месте в нужное время.

Как бы то ни было, Вирджинии удалось невозможное: снова вдохнуть жизнь в художника. В скором времени любовница осчастливила Марка: она ждет ребенка. Давид родился спустя два года после их знакомства. Шагала не смутил тот факт, что его единственный сын получил фамилию мужа Вирджинии, ведь она так и не развелась с Джоном, хоть давно жила отдельно. Условности никогда не волновали художника. Всю свою жизнь он их преодолевал, боролся с чужими сомнениями и добивался успеха.

марк шагал история жизни любви картины вторая жена внебрачный сын
С внебрачным сыном Давидом, 1951 г.

Ида и Джинни все же смогли уговорить Марка вернуться во Францию. Если бы он знал, что Вирджиния встретит там новую любовь - ни за что бы не согласился. Ему даже в голову не могло придти, что бельгиец Шарль, который вечно тусуется в доме, называет себя профессиональным фотографом и шныряет по мастерской, рассыпаясь в слащавых комплиментах, может увлечь Вирджинию.

Ни на секунду Шагал не заподозрил, что возлюбленная, которой он смог открыть душу, ведет двойную жизнь. Тем более что Джинни наконец подала на развод - художник мечтал, что вскоре они вдвоем пойдут под венец.

А вместо этого однажды утром в столовой он обнаружил короткую записку: «Прости, я люблю другого и ухожу». И ни следа Джинни и сына.

Потрясение оказалось огромным. Марк никак не мог поверить в предательство. Неужто ему вечно суждено терять любимых? Лучше умереть, чем барахтаться без надежды на благополучный исход.

Ида тоже не находила себе места. Она обожала отца и чувствовала свою вину за его вновь разбитое сердце. Невыносимо смотреть на страдания Марка, когда она счастлива в замужестве. Директор музея в Базеле, Франц Мейер, подарил Иде семейную идиллию после ее первого неудачного брака.

Желая как-­то отвлечь отца от грустных мыслей, Ида пригласила его на камерную вечеринку в одну из галерей. Никаких назойливых папарацци, исключительно уютный вечер среди проверенных друзей.

марк шагал история жизни любви картины
1977 г.

– Папа, знакомься, это Вава,  - Марк не мог отказать дочери, но чувствовал себя на этом празднике жизни не в своей тарелке. Какая еще Вава? Почему его заставляют общаться с людьми, которых он видеть не желает? Вместо того чтобы оставить дома, наедине с бутылкой вина.

– Господин Шагал, безумно рада с вами познакомиться. Я Валентина, Валентина Бродская,  - эффектная черноволосая женщина уверенно подала Марку руку.  Но друзья меня зовут Вавой. Надеюсь, вы тоже сможете.

Белла была для Марка любовью всей жизни, Вирджиния - отдушиной, а Вава расставила все по полочкам. Дочь известного киевского мецената и промышленника Бродского, Вава унаследовала жесткую хватку отца. После эмиграции никто из семьи не пошел просить подаяние. Наоборот, Валентина зарекомендовала себя как владелица нескольких успешных лондонских галерей. Марк должен был стать ее лучшим бизнес­-проектом. И самым любимым.

марк шагал третья жена валентина
С женой Валентиной

Ее план был очень четким. Она должна быть всегда рядом - спустя пару месяцев Марк и Валентина расписались. Марк должен работать - и Вава создала ему идеальные условия для творчества. Ему никто не должен мешать - новая супруга ограничила практически все контакты с внешним миром, в том числе (и особенно) с Идой.

Удивительно, но Шагал не возражал против методов Вавы. Может, он никогда не полюбит ее, как Беллу или даже Вирджинию, но с ней Марк чувствовал себя как за каменной стеной. Он чересчур стар, чтобы испытывать треволнения и новые потери. Краски, холст и уединение - он снова может летать. А об остальном позаботится дорогая Вава. Он заслужил покой.

«Почему же все еще так тяжело дышать? Лифт едет медленно. Или он остановился? Господи, какая длинная жизнь. Сумбурная, сложная. Кто бы мне сказал в детстве - не поверил бы ни разу. Все эти революции, переезды, войны, Белла, Вирджиния, дети и картины - все мельтешит перед глазами. Не знаю, что и думать. Слишком много мыслей. Вава, надеюсь ты меня быстро найдешь. И все сделаешь правильно».

Фото: Getty Images, East News

Смотрите также:

Сальвадор Дали в кино: лучшие фильмы о гениальном художнике

Ян Флеминг — шпион, плейбой и писатель, создавший Джеймса Бонда

Джон и Джеки Кеннеди: роковая любовь

Виктория: история жизни и любви легендарной королевы Англии