Сейчас моя дочь – скульптор-монументалист, замужем тоже за скульптором. Как мне кажется, оба очень талантливы и принципиальны в своем деле. Очень трудная это профессия. Собственно говоря, как и все, что связано с творчеством. В отличие от меня Яна успела поработать и с легендами отечественного кинематографа, была ассистентом замечательного художника Сергея Якутовича на съемках фильма о Гоголе такого же зубра старой доброй режиссуры Ростислава Плахова-Модестова. Считаю, что дочке повезло узнать, как должно создаваться настоящее кино.

Ирэн Роздобудько и Игорь Жук дети
Ирэн Роздобудько и Игорь Жук с детьми

А как вам удалось попасть в популярный женский журнал «Натали»? Вы мечтали о такой карьере?

Вот о чем никогда не мечтала, так это о какой-то карьерной лестнице, по которой нужно взбираться! Поэтому имею кучу «побочных» профессий: повар 3-го разряда, официантка, телетайпистка, киномеханик видеосалона, методист в кинотеатре, шпрехшталмейстер в цирке. Еще я часто подрабатывала Снегурочкой, журналистом многотиражки Донецкого металлургического завода.

Переехав в Киев, я работала корректором в украинском журнале «Сучасність», обозревателем в газете фонда культуры «Родослав», ведущей и автором программ на национальном радио, обозревателем газеты «Всеукраинские ведомости». А когда из-за политического скандала издание прекратило свое существование (это было много лет назад), началась моя «глянцевая жизнь» – с очень популярного и единственного по тем временам женского журнала «Натали».

Все тогда удивлялись: как можно попасть в такое крутое место, где работают только шикарные женщины и «дьявол носит Prada» (так стали говорить потом, после выхода известного фильма), прямо с улицы?! А я действительно тогда была «на улице» – в полной безысходности на фоне кризиса и безработицы. И вдруг в моей квартире раздался звонок. Это была Ирина Пшенишнюк, заместитель главного редактора «Натали». До этого я видела ее всего один раз, когда брала у этого журнала интервью. Тогда мы с Ирой поболтали всего каких-то пару минут, и вот из-за них-то она и предложила мне сразу же возглавить отдел! То есть стать начальницей тех самых шикарных женщин-журналисток, которые «носят Prada»!

А я по натуре вовсе не дама – так, джинсы, футболки, кроссовки (иногда изрядно стоптанные!). Однако испуга не показала – пошла. А потом поняла, что глянцевая журналистика ничем не хуже общественно-политической, если помогает людям справиться с их проблемами, а «шикарные журналистки» не так уж часто пропадают в салонах красоты, а много работают, как и любые другие труженики пера.

Через десять лет я снова сменила место работы – ушла, как мне кажется, в более крутой и менее «женский» журнал «Караван историй. Украина». Тогда, более десяти лет назад, он начинался с нуля – и я пошла за людьми, с которыми меня связывали не столько материальные блага (мне предлагали и больше), сколько дружба и доверие. Ну и, конечно же, привлекла новизна – как тогда, когда я, маленькая, шла «на ту сторону балки».

Ирэн Роздобудько «Караван историй»,
Фото для журнала «Караван историй», 2007 г.

Дальше в моей жизни появился университет имени Карпенко-Карого, где вот уже восьмой год преподаю кинодраматургию и веду свою мастерскую. Когда-то я отчаянно мечтала попасть в качестве студентки именно в этот вуз, а пришла туда уже как преподаватель. И практически тоже «с улицы». Правда, на этот раз – киношной.

К тому времени у меня за плечами уже имелось несколько отснятых фильмов, где я была сценаристом: «Таинственный остров», «Пуговица» Владимира Тихого (снятого по мотивам моего же романа), четырехсерийка «Осенние цветы» Ахтема Сейтаблаева (по моему роману «Увядшие цветы выбрасывают»), четырехсерийный триллер «Ловушка» Сергея Лысенко (по моей «Ловушке для Жар-птицы»), «Поводырь» в соавторстве с Олесем Саниным. Сейчас таких работ у меня, как мне кажется, немало – девять отснятых и несколько ждущих своей очереди фильмов.

А на новую ипостась – преподавателя и мастера курса – меня соблазнил режиссер, завкафедрой кинорежиссуры Валентин Марченко – фигура в университете легендарная, любимый ученик гениального Феликса Соболева, фильмы которого до сих пор служат примером научно-популярной кинодокументалистики во всем мире.

И вот что удивительно и, очевидно, неслучайно: все фильмы Соболева, в которых был задействован и Марченко, я запоем смотрела еще школьницей в Донецке. И, конечно же, обращала внимание на звучавшие в них мелодии (Соболев очень ценил точное музыкальное оформление). И еще один неслучайный момент: эти песни написал и исполнил в фильмах Игорь Жук – человек, который впоследствии стал моим мужем. Он даже снимался там в эпизодах. В общем, парадокс: оказывается, своего «Грэя» я увидела в кино, когда училась еще в классе девятом…

Ирэн Роздобудько, Игорь Жук
В центре искусств «Сьюард Джонсон», Гамильтон, США, 2015 г.

А почему первый брак не оправдал ваших ожиданий? Чего не хватило для счастья: денег, романтики, взаимопонимания?

О, наверное, мужчинам, которые хотели что-то там со мной строить, было нелегко! Ведь то, что для них было «первоначальной романтикой», для меня являлось обычным образом жизни и ее принципами: это дружба, верность и вера, ожидание чуда, постоянный поиск, движение ко всему, что влечет. Конечно же, зная мое особенное отношение к Грину, первый муж мастерил кораблики с красными тряпочками на спичечных мачтах. Я очень ценила его желание доставить мне радость и надеялась, что все это – правда.